ДЕТИ, НАХОДЯЩИЕСЯ НА ПОПЕЧЕНИИ ГОСУДАРСТВА: ПОВЫШЕНИЕ ИНФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ШКОЛАХ О ТЕОРИИ ПРИВЯЗАННОСТИ

conference-1

Образовательный потенциал многих детей, находящихся под опекой государства в домах-интернатах, а также приемных и усыновленных детей не раскрыт. В Великобритании существует общепринятый термин для таких групп детей — «дети, находящиеся в системе опеки и попечительства». Одним из возможных факторов, влияющим на плохую успеваемость таких детей, является то, что школы не решают проблемы неуверенности и нестабильности у таких детей. Более того, такие дети часто сталкиваются с проблемой исключения из школы, снижением показателей успеваемости и проблемами психического здоровья. Вместе с этим учителя регулярно сообщают о том, что они чувствуют себя недостаточно подготовленными к тому, чтобы эффективно оказывать помощь таким учащимся. К трудностям, которые отмечают учителя, относятся расстройство привязанности, пережитый стресс и эмоциональные травмы детей. Современные исследования по психологии сфокусированы на решении этих проблем. В некоторых учебных округах Англии местные власти организовали обучение для подготовки учителей к оказанию помощи детям, находящимся на попечении государства. В данном исследовании мы оцениваем эту подготовку учителей  на уровне местных органов власти.

В этом исследовании представлен анализ программы подготовки учителей для работы с детьми, находящимися в системе опеки и попечительства, в графстве Лестершир, Великобритания. Этот анализ направлен на то, чтобы провести независимую оценку результатов программы, обозначить ее роль в развитии базы знаний и понимании последствий эмоциональных травм и отсутствия должного внимания к расстройству привязанности детей и их успеваемости, а также определить влияние программы на школьную практику при работе с социально уязвимыми детьми. Целями исследования также являются: обеспечение контроля качества программы посредством оценочной обратной связи, проектирование дальнейшего развития программы, вынесение рекомендаций для ее будущей стабильности, укрепления потенциала и проведения дальнейших исследований в этой области.

В ходе оценки использовалась смешанная методология, которая включала: предварительный опрос участников, опрос участников после прохождения программы, анализ документальной информации материалов программы, анализ посещаемости и успеваемости учеников в школах, посещение школ до и после внедрения программы с целью проведения интервью с персоналом, руководством и учениками.

В целом, существует много доказательств того, что программа оказала влияние на сотрудников школ и их понимание теории привязанности. Участники положительно оценили влияние программы на их работу, а также отметили высокий уровень качества подготовки. Среди положительных изменений были названы: лучшее понимание теории привязанности и сопутствующие изменения в учебно-воспитательном процессе. Влияние программы на результаты учеников трудно поддается количественной оценке, однако качественные результаты свидетельствуют о том, что благосостояние детей, находящихся под опекой государства, улучшается. Поддержка со стороны руководства и выделение необходимых ресурсов имели решающее значение для эффективного внедрения программы.

Выбранный подход к обучению оказался успешным в школах, которые согласились внедрить новую программу в подготовку учителей. Однако следует подумать о том, могут ли быть добавлены или заимствованы другие компоненты структуры программы. В графстве Лестершир школы обладают различным уровнем экспертных знаний в области теории привязанности и эмоционального тренинга, соответственно учебным заведениям может потребоваться различный вклад в эти области. Помимо устранения пробелов в названных областях, необходимо определить ценность этой программы для других заинтересованных сторон, в частности, родителей и членов правления. В данном исследовании проводятся сравнения с другими подходами и программами местных органов власти в различных странах. Перспектива этого исследования заключается в расширении знаний, построении теорий и использовании их на базе школ для исследовательских целей.

Ключевые слова: привязанность, попечение, дети на попечении, благосостояние

Найджел Фанкурт

Докладчики

Найджел Фанкурт
Профессор, Департамент образования, Университет Оксфорда