ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ПРЕДМЕТНЫХ ЗНАНИЙ В СИСТЕМЕ «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК»

conference-1

Цель исследования. Разработка исследуемой проблемы, начатая в работах Shulman (1986, 1987), рассматривала знания учителя в качестве главного условия успеваемости учащихся. В рамках этого направления в последние годы были проведены исследования различных аспектов знаний учителя, как предметных, так и методических, и их влияния на процесс обучения. Исследовались также ассоциации между различными типами знаний учителей и успеваемостью учащихся. Тем не менее, в этой области отсутствуют исследования, которые обеспечивают углубленный анализ различных аспектов знаний учителя и его связи со знаниями учащихся на предметно-тематическом уровне. Учитывая важность предметно-тематических знаний, это исследование было направлено на решение следующих исследовательских вопросов на материале курса математики среднего звена школы: (1) Каково значение предметных знаний учителя в формировании предметно-тематических знаний учащихся? (2) Какова когнитивная природа связей между предметно-тематическими знаниями учителей и учащихся?

Методы исследования. В рамках данного исследования с применением качественных методов, из первоначальной группы учителей среднего звена школы (N = 90) были отобраны двое учителей с использованием критериев целевой выборки. Учителя были протестированы на владение предметными знаниями перед тем, как провести систему уроков по теме “Деление дробей”. Тест состоял из задач по различным темам курса математики среднего звена школы, посредством которых измерялись знания фактов и процедур (тип 1), понятий и связей (тип 2), а также моделей и обобщений (тип 3). Учителя также были проинтервьюированы по теме “Деление дробей” с целью дальнейшего анализа их предметных и методических знаний. После проведения учителями системы уроков по теме “Деление дробей”, две группы учащихся 6-ых классов (N = 55) были протестированы с использованием аналогичных задач, направленных на анализ знаний учащихся по различным когнитивным типам.

Результаты исследования. Основные результаты исследования показывают, что когнитивные типы предметных знаний учителя связаны с предметными знаниями учащихся, выявленными в ходе качественного анализа работ учащихся по теме “Деление дробей”. Анализ предметно-тематических знаний учащихся по когнитивному типу 1 (знания фактов и процедур), не выявил статистически значимых различий между группами. Что касается предметно-тематических знаний по когнитивному типу 2 на понятийном уровне, то здесь мы обнаружили статистически значимое различие (χ2 = 3,93, p <0,05) в пользу учащихся той группы, в которой преподавал учитель с высоким уровнем знаний второго когнитивного типа. Наиболее очевидное различие между двумя группами выявилось при анализе обобщенных предметно-тематических знаний учителей и учащихся (χ2 = 8,43, p<0,01). Таким образом, результаты исследования предполагают наличие существенной связи между знаниями учащихся и знаниями учителя в контексте предметно-тематического обучения математике в среднем звене школы.

Выводы исследования. Результаты исследования вносят определенный вклад в теорию математического образования, согласно которой предметные знания учителя влияют на развитие предметно-тематических знаний учащихся. Результаты исследования имеют также практическое значение в связи с важной ролью предметных знаний учителя в совершенствовании учебных достижений школьников. Выводы этого исследования могли бы послужить основанием для разработки рекомендаций по развитию предметных знаний учителей на материале конкретных тем курса математики среднего звена школы, ориентированных на целенаправленное формирование предметно-тематических знаний учащихся.

Ключевые слова: предметно-тематические знания; знания учителя; знания учащихся; когнитивный тип знаний; курс математики среднего звена школы; деление дробей.

 

                                                                                                                                                                                           Мурат Аширович Чошанов

Докладчики

Мурат Аширович Чошанов
Профессор, Техасский Университет в Эль Пасо (США)