Образование в 21 веке, цифровизация и профессиональное развитие учителей

conference-1

Изменения в сфере школьного образования, а также в сфере профессионального образования и подготовки учителей невозможны без двух императивов.

Первый – это образовательный императив, который подразумевает переосмысление таких понятий, как эффективное обучение, углубленное изучение, а также выход за рамки образовательной модели передачи знаний от учителя ученику, преобладающей в образовательной политике многих стран мира. Реалии 21 века бросают вызов формальному образованию, подводя его к всеобъемлющей трансформации. Задача образования сегодня – способствовать развитию у учащихся мышления высшего порядка, навыков решения проблем, креативности, навыков общения и сотрудничества, умения генерировать идеи и создавать информационную среду. В подобных образовательных условиях задача учителя  меняется. Учитель теперь не просто передает информацию, а становится посредником и партнером в процессе обучения.

Второй – технологический императив. Повсеместная цифровизация привносит изменения во все сферы жизнедеятельности человека, и сталкивает сегодняшних и завтрашних учеников с невообразимыми ранее задачами и возможностями. Если ранее обучать пользоваться компьютером и интернетом входило в задачи учителя, то сегодня учителя сами могут поучиться у своих учеников тому, как пользоваться смартфонами и новомодными приложениями. Современные молодые люди уже давно с большим воодушевлением используют новые гаджеты как интерактивные и увлекательные средства обучения.

В первой части данной презентации будут изложены новые методы преподавания и обучения, необходимые для того, чтобы вывести образование на совершенно новый уровень. Уровень, который ориентируется на картину мира завтра, и поэтому способствует развитию соответствующих компетенций и навыков. Именно на этой новой ступени возможно успешное преобразование системы образования, строящееся на активном вовлечении технических средств обучения с учетом методов смешанного обучения.

Во второй части презентации основное внимание будет уделено потребностям профессионального развития учителей в свете современных веяний и изменений, а также тому, как дистанционные и технологические методы обучения могут быть использованы для достижения этой цели.

Многие страны испытывают трудности при подготовке достаточного количества высококвалифицированных учителей, что необходимо для постоянного поддержания качественно высокого уровня профессионализма преподавательского состава и предотвращения профессионального выгорания педагогов. Также ярко выражена необходимость в предотвращении текучки кадров, явления, которое более всего присуще именно профессии учителя. В докладе будут представлены модели, способы и методы для улучшения системы подготовки новых учителей и повышения квалификации практикующих педагогов, директоров и административного аппарата школ. Также будут рассмотрены способы создания сообществ специалистов-практиков для обмена опытом преподавания, результатами исследований, знаниями и идеями в конкретной профессиональной области. Так называемые SchoolNet (школьные сети) призваны помогать при выполнении поставленных задач. Такие сети могут осуществлять деятельность как на национальном уровне (SchoolNet South Africa), так и на международном (European SchoolNet). European SchoolNet, например, вовлекает в работу 34 взаимодействующих европейских министерства образования, поддерживающих трансформацию системы образования с помощью интегрированных информационных и коммуникационных технологий.

                                                                                                                                                                                                             Колин Лачем

Докладчики

Колин Лачем
Профессор. Австралийский исследователь и консультант в области открытого и дистанционного обучения, Перт, Западная Австралия