Основные вызовы, стоящие перед российским педагогическим образованием

conference-1

 Сегодняшние проблемы, стоящие перед педагогом в школе:

– индивидуализация обучения — учить всех всему одинаково – не получается;

– необходимость обеспечивать и когнитивное (освоение и обработка информации, превращение её в знание и способы деятельности), и некогнитивное (поведенческие и социальные навыки) развитие при изучении школьных предметов;

– повышение (или хотя бы не понижение) мотивации и интереса учащихся к учению;

– изменение требований к педагогической деятельности: от преимущественно трансляции культуры к обучению жизни в быстроменяющемся мире.

Востребованность обществом новых профессиональных позиций у учителя – не только учитель-предметник, но и наставник, и лоцман в океане информации. Обеспечение развития востребуемых сегодня компетентностей у учеников и обучение новым видам грамотности.

К этим вызовам добавляются нерешенные актуальные проблемы педагогического образования:

— переход на деятельностный подход в подготовке учителей;

– недостаточное освоение студентами профессиональных педагогических знаний знания (профессиональный стандарт учителя),

– не найден баланс научного и практического предметного и психолого-педагогического знания,

– студенты не осваивают модели деятельности учителя в зоне ближайшего развития учащихся;

 — студентов не обучают совместной коллективно распределённой деятельности учителей по обеспечению когнитивного и  не когнитивного развития учащихся.

Завтрашние проблемы педагогического образования:

— новый контекст системы разделения педагогического труда с использованием информационных технологий и ИИ (школа с новой системой разделения труда, опосредованная IT- системами, смешанным обучением, тьюторами как специалистами по пониманию)

— профессиональная деятельность педагога в открытом образовательном пространстве и множественности субъектов педагогического воздействия на учеников, связанное с деинституализацией образования, мощным воздействием на подростков внешней (в том числе цифровой) среды;

— педагог как тьютор, консультант, фасилитатор развития.

 Необходимые научные исследования:

— стандарт 2040 в условиях новой системы разделения труда;

— исследования и проектирование новой модели коллективной деятельности педагогов школы, направленной на достижение метапредметных и личностных результатов обучающихся;

— образ учителя в новой системе разделения труда;

— образовательная программа, отражающая механизм разделения труда;

— нейрокогнитивные механизмы обучения;

— новая модель ФГОС педагогического образования, учитывающая профессиональные и личностные характеристики педагога;

— описание новых профессиональных знаний педагога;

— квалификационный экзамен для выпускников образовательных программ подготовки педагогов;

— карта динамики развития мышления и личности ученика (в том числе с использованием портфолио);

— создание библиотеки отчуждаемых педагогических кейсов по решению типовых сложных ситуаций.

Виктор Александрович Болотов

Докладчики

Виктор Александрович Болотов
Профессор, доктор наук, Академик РАО, Высшая школа экономики, Россия