ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

conference-1

Проблема исследования

Девиз Московского педагогического государственного университета – «Верен традициям, открыт инновациям» – олицетворяет собой направленность всего педагогического образования на курс сочетания принципов, учитывающих особый цивилизационный путь России и новые лучшие педагогические практики и цифровые технологии.

Основные тренды современного образования, признаваемые всеми, креативность, критическое мышление, коммуникативность, кооперация, цифровизация. К ним необходимо добавить традиционные для российского образования ценности: предметная фундаментальность, системность, практико-ориентированность, усиление культурологического и аксиологического компонентов образования, то есть достижение синтеза национальных и культурных традиций российского образования с инновационным вектором развития страны.

Цель

Выявление и описание современного состояния и проблем педагогического образования России, определение перспектив его дальнейшего развития.

Методы

В исследовании использовались методы: анализ научных источников по проблеме, метод независимых оценок, наблюдение, моделирование.

Результаты

  1. Пришедшие в нулевые годы с Запада формы обучения (бакалавриат и магистратура) во многом обеднили традиционно сильное российское педагогическое образование, поэтому сегодня назрела необходимость эти формы наполнить новым, более соответствующим национальным традициям и государственным задачам содержанием, усилить его фундаментальность, и от решения этой проблемы во многом зависит стратегическое развитие страны, ее лидерство в технологической и интеллектуальной сферах. Акцент при этом следует сделать на творческой личности будущего педагога, способного активизировать когнитивные возможности самого себя и своих учеников.
  2. Следует пересмотреть содержание педагогической подготовки будущего учителя, усилив формирование новой образовательной картины мира на основе фундаментального научного знания и исторического опыта развития России и духовно-нравственного бытия человека в контексте проблем современной цивилизации. Должен произойти отказ от идеологии прагматизма в определении содержания образования, нужно восстановить широкий культурно-исторический подход к образованию как особому социальному институту передачи и преумножения национальных ценностей и традиций в процессе воспитания, обучения и развития личности человека.
  3. Необходимо отказаться от потребительского подхода к образованию исключительно как к коммерческой услуге, а привести его в соответствие с традиционным российским пониманием: воспитание российского гражданина, патриота своей страны, помнящего и чувствующего духовно-нравственные начала, завещанные предками; социализация через реальную коммуникацию (в противовес технократической) и развитие традиционных российских качеств человека.
  4. Сугубо технологический и технократический крен в процессе обучения на всех уровнях образования, когда есть приемы, но нет мировоззрения, необходимо заменить на междисциплинарный синтез, системно объединяющий в единое целое различные элементы профессиональной картины миры.
  5.  Восстановление социального и профессионального престижа и статуса педагога должно стать основой сохранения и развития отечественной системы педагогического образования.
  6. МПГУ традиционно готовил учителей не только для России, но и для стран ближнего и дальнего зарубежья, поэтому в 2018 г. вуз стал базовой организацией государств-участников СНГ по подготовке педагогических кадров, что вызвало необходимость проведения дополнительных компаративных исследований в области педагогического образования различных стран.

Выводы и рекомендации

Указанные проблемы необходимо решать на всем постсоветском пространстве, учитывая позитивный опыт традиционной подготовки учителей. Нужно вернуть человека в образование, чтобы наша национальная отечественная культура и наша национальная система образования воссоединились.

Основой педагогического образования должна стать личность педагога, обладающего широким кругозором, эрудицией с устоявшейся системой ценностей и культурных традиций. Если в погоне за технологиями забудем главное – человека, его мировоззрение, его картину мира, которую он должен в себе нести, ту вселенную, которая есть у него внутри и которую он должен передать своим детям, то ни за какими технологиями мы никогда не сможем угнаться. 

Ключевые слова: педагогическое образование, перспективы развития образования, предметная фундаментальность, системность, практико-ориентированность, усиление культурологического и аксиологического компонентов образования

Лубков Алексей Владимирович,

доктор исторических наук, профессор, член-корр. РАО,

ректор Московского педагогического государственного университета

Докладчики

Алексей Владимирович Лубков
Доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАО; ректор Московского педагогического государственного университета