Подготовка будущего педагога как воспитателя: теоретическое обеспечение

conference-1

Возвращение интереса  к проблемам воспитания в профессиональном сообществе заставляет все внимательнее и обстоятельнее рассматривать фигуру педагога-воспитателя.  Сегодня наряду с позитивными изменениями в отечественном воспитании наблюдаются и негативные  явления, которые отчасти являются следствием неудовлетворительной подготовки будущего учителя к наиболее сложной сфере его профессиональной деятельности – воспитанию.

Возможные изменения в этой  сфере, прежде всего, связаны с определением теоретических  основ подготовки будущего педагога к воспитательной деятельности в современной  общественной ситуации на основе систематизации современных научных знаний о воспитании. Это и составляет цель исследования.

Методологическими основаниями исследования являются деятельностный подход, предполагающий рассмотрение феноменов воспитания сквозь призму человеческой деятельности; системный подход, предполагающий рассмотрение того или иного феномена воспитания как системы, связи и отношения между компонентами которой позволяют ей приобрести новое качество по сравнению с совокупностью качеств ее частей; синергетический подход, предполагающий рассмотрение воспитания как процесса в значительной степени самоорганизующегося; амбивалентный подход, предполагающий рассмотрение педагогического явления через «дуальную оппозицию», то есть двусторонне, с двух противоположных, противоречащих друг другу сторон. Также для реализации исследования представляется важной опора на следующие методологические принципы: феноменологичности, требующий от исследователя всестороннего описания (дескрипции) исследуемых явлений прежде их понятийного определения (дефиниции) и междисциплинарности, позволяющий рассматривать воспитательную деятельность педагога, используя данные различных научных дисциплин.

Источниковедческую доказательную базу представляют документы о развитии высшего педагогического, в России и за рубежом;  документы, определяющие модернизацию педагогического образования в РФ; различные нормативные документы, относящиеся к сфере профессионального образования; характеристика результатов исследований, рассматривающих профессиональную подготовку будущих педагогов в вузе и  проблемы теории современного воспитания. Среди результатов, относящихся к первой группе необходимо выделить результаты, связанные: с определением современных проблем высшего образования (Н.В. Бордовская, В.А. Бордовский, В.И. Загвязинский, А.В. Мудрик, А.М. Новиков,  А.П. Тряпицина, И.Д. Фрумин, С.Н. Чистякова); со спецификой профессиональной подготовки в педагогическом вузе (Р.А. Валеева, И.Д. Демакова, О.О. Киселёва, А.А. Орлов, И.В. Руденко,  В.В. Сериков, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицына, Н.В. Чекалева); с введением инноваций в подготовку учителя, в том числе, и в сфере подготовки к воспитанию  (В.А. Бордовский, Т.М. Ковалева, А.В. Мудрик, Т.А. Ромм, М.В. Шакурова, Т.Т. Щелина).

 Главные аргументы и выводы.

Педагогическое образование в последние годы находится в центре внимания   не только специалистов высшей школы, но и педагогической общественности. Необходимость изменений в этой сфере подтверждена и  «Концепцией развития поддержки педагогического образования». Наибольшие проблемы вызывает подготовка учителя к воспитательной деятельности в образовательных организациях. Результаты исследования позволили:

 Ключевые слова: будущий педагог, воспитание, воспитатель, воспитательная деятельность, образ выпускника, система, содержание, теоретические основы,  подготовка.

                                                                                                                                                                                   Наталья Леонидовна Селиванова,

                                                                                                                                                                                   П.В. Степанов

Докладчики

Наталья Леонидовна Селиванова
Заведующая Центром стратегии и теории воспитания личности Российской Академии Образования Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО