Тренды в развитии содержания образования: ключевые компетенции и новая грамотность

conference-1

Сегодня в разных странах происходят поиски нового содержания образования. Мир меняется, меняется экономика, общество, технологии, меняются форматы коммуникации. И перед системами образования встает острый вопрос: чему и как учить детей в новом мире и в новых обстоятельствах?
Так как же трансформировать школу? Какие необходимы компетенции и как их развивать? Какие практики педагогов наиболее успешны? Появляется целый ряд вопросов, которые необходимо решать уже сегодня.
На основе анализа множества подходов и моделей мы выделяем три крупных группы компетенций:
1) связанные с мышлением (прежде всего, критическое и креативное мышление);
2) связанные со взаимодействием с другими (коммуникация и коллаборация);
3) связанные со взаимодействием с самим собой (саморегулирование, рефлексивность и самоорганизация).
В дополнение к предыдущим разработкам мы вводим важное различение среди множества типов грамотности:
1) базовая (функциональная) грамотность, связанная с использованием инструментов (прежде всего, знаковых систем) как средств коммуникации. К ней относятся: читательская и языковая грамотность, математическая грамотность, цифровая грамотность. Базовая грамотность основана на процедурном знании;
2) отраслевая или предметная грамотность, подразумевающая знание важных сфер повседневности: сегодня говорят о финансовой, медицинской, экологической, правовой грамотности и т.д. Отраслевая грамотность основана на знании.
Для того чтобы сформировать эти ключевые компетенции и грамотность, необходимо помнить, что в центре учебного процесса всегда должен оставаться ученик.
Наиболее эффективными для поддержки такого обучения являются такие методы и педагогические практики, как:
— обучение через исследование – формат, который развивает у ученика навыки мышления, стимулирует интерес к решаемым задачам;
— дифференцированное обучение;
— проектное обучение – формат, способствующий развитию навыков коммуникации и кооперации, планирования.
Важнейшей составляющей такого обучения становится оценивание, понимаемое как обратная связь. Оно подобно зеркалу: ученик видит в нем, что ему удается, а что не очень, что подправить, на чем особенно сфокусироваться.
Таким образом, в современном мире меняются форматы образования, меняются системы коммуникации, меняется само мышление. Цель современного образования – это осознанный образ будущего результата действий, важнейшей составляющей которого является свобода выбора, а продуктом – мышление, которое появляется только тогда, когда есть эта свобода выбора, когда появляются идеи разного уровня.

Исак Давидович Фрумин

Докладчики

Исак Давидович Фрумин
Профессор, научный руководитель Института образования Научно-исследовательского университета "Высшая школа экономики"