26 мая состоялась торжественная церемония открытия VII Международного форума по педагогическому образованию IFTE. В течение трёх дней педагогическими практиками будут делиться между собой свыше 1500 российских и иностранных учёных из более 200 университетов мира. Это ведущие отечественные и зарубежные специалисты по проблемам педагогического образования из университетов Великобритании, США, Германии, Словении, Испании и других стран.
Отправной точкой для VII Международного форума по педагогическому образованию стало пленарное заседание, на котором прозвучал доклад Академика Российской академии образования, ректора Казанского федерального университета, президента Международного форума по педагогическому образованию Ильшата Гафурова «Исследовательские университеты в системе педагогического образования России».
Продолжил пленарное заседание почетный профессор Оксфордского университета, Вице-Президент Британской ассоциации педагогических исследований, главный редактор журнала «Review of Education» Иэн Джеймс Ментер. Он посвятил свое выступление исследовательско-ориентированному педагогическому образованию.
Напомним, что область научных интересов Иена Ментера связана с педагогическим образованием и педагогической деятельностью. Он осуществил ряд международных сравнительных исследований на территории Великобритании, руководил проектами по заказу Шотландского правительства.
— Глобальное значение педагогического образования никогда не было столь значимым, как сегодня. В мире, где миграция, неравенство, изменение климата, политические потрясения и раздоры все чаще встречаются на разных континентах и у разных народов, правительства стран и ученые все чаще задумываются о том, какую роль система образования может сыграть в достижении стабильности и управляемом, устойчивом экономическом развитии, — поделился Иэн Ментер.
С растущим пониманием того, что качество образования очень тесно связано с качеством учителей и преподавания, педагогическое образование стало ключевым моментом в международных дебатах и дискуссиях. Это предположение так же верно и уместно для глобального Юга и Востока, для Северного и Западного миров. Все эти опасения усугубляются воздействием глобальной вирусной пандемии. Перед педагогами, политиками и исследователями стоит множество моральных проблем.
Иэн Ментер рассказал об исследовательской методологии, применяемой в последнее время в педагогическом образовании. Также профессор отметил Казанский университет, где, по его словам, существует глубокая приверженность разработке модели педагогического образования, основанной на исследованиях.
Модератором пленарного заседания выступила президент Российского общества Януша Корчака, создатель и руководитель Казанского Корчаковского центра, завкафедрой педагогики Института психологии и образования КФУ, заслуженный деятель науки РТ, одна из первых исследователей гуманистической традиции в отечественной и зарубежной педагогике Роза Валеева.
Она же выступила на пленарном заседании с докладом о влиянии Януша Корчака на современное образование.
— Я удивилась, почему мне предложили выступить с этой темой в первый день форума. А потом поняла, насколько важно имя Корчака в современной педагогике. На форуме обсуждения будут идти по трем основным темам: «Учителя для детей с особыми образовательными потребностями», «Траектории образования в эпоху экстремальных явлений», «Подготовка учителя-воспитателя в XXI веке». . Если вдуматься, Корчак есть в каждой из этих проблем. И я как президент российского общества Януша буду говорить о его взглядах. Уверена на 200 процентов, что они архиважны и архиактульны для тех, кто готовит педагогов.
— Дело и мысль, имя которым Януш Корчак, его литературные и педагогические труды представляют ценнейший вклад в мировую педагогическую науку. В них сконцентрированы знания и опыт, результаты наблюдений и выводы Корчака-врача и Корчака-педагога. Знакомство с его наследием позволяет каждому, кто связан с делом воспитания, глубже понять основы современной педагогики и психологии.
— Воспитательная система Януша Корчака в Доме сирот и Нашем доме – прогрессивное явление не только для своего времени. Наиболее выразительной чертой этой системы, определившей ее гуманистический характер, была направленность на гуманизацию взаимоотношений между воспитателями и воспитанниками, а также между детьми в детском коллективе. Именно эта характеристика воспитательной системы Януша Корчака позволяет утверждать, что она была уникальным образцом реализации гуманистической парадигмы воспитания.
— Период детства, когда осуществляется духовное и физическое развитие ребенка и его социализация, рассматривается им не как подготовка к будущей «настоящей» жизни, а как полноценная жизнь, имеющая самоценность.
— Цель гуманистического воспитания носит ярко выраженный антропоориентированный, педоцентристский характер. На первый план выдвигается ребенок, его интересы и потребности. Идеалом человека в гуманистической педагогике становится свободная творческая личность, способная к самоактуализации, а целью воспитания — ее формирование. Реализация этого подхода возможна лишь при полном учете интересов детей, постоянном стимулировании активности каждого из них, их самореализации как уникальной, представляющей абсолютную ценность личности.
Завершило пленарное заседание выступление профессора и завкафедрой городского образования Техасского университета Шерил Дж. Крейг. Она представила доклад «Поворотные моменты в исследованиях и жизни: перипетии нашего времени».
По словам международного эксперта, исследования в области преподавания и педагогического образования, как и контекст нашей жизни, тесно связаны с поворотными моментами или перипетиями.
— Перипетии представляют собой внезапные перемены в судьбе людей и непредвиденные изменения обстоятельств. Сегодняшний мир подвержен трансформациям и изменениям. Этот факт не может не отразиться на образовании.
К тому же в поле внимания исследователя попала и затронувшая весь мир пандемия. Шерил Крейг ответила присутствующим на вопрос, как развиваются взаимоотношения учителя и ученика и проводятся исследования в условиях пандемии.
Сегодня в рамках Форума пройдут заседание Научного Совета по проблемам воспитания подрастающего поколения РАО «Воспитание подрастающего поколения: достижения и направления развития» и заседание
федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогические науки».
Также запланирована работа специальных сессий, мастер-классов и заседаний научных групп.
С расписание онлайн-трансляций на 26 мая можно ознакомиться здесь