29 мая 2021

В Казанском федеральном университете успешно завершился Международный форум по педагогическому образованию

Финальным аккордом Форума стало проведение пленарной дискуссии «Вызовы и цели современного педагогического образования».

Модераторами встречи выступили ректор Казанского университета Ильшат Гафуров и завкафедрой педагогики ИПО КФУ Роза Валеева.

В обсуждении приняли участие: почетный профессор Оксфордского университета, Вице-Президент Британской ассоциации педагогических исследований Иэн Ментер, президент Ирландской ассоциации исследований в области образования, доктор философии (Кантаб), преподаватель колледжа общественных наук и права Университета Дублина Конор Гэлвин, президент Международной ассоциации исследований в области педагогического образования и обучения (ISATT) Шерил Крейг, профессор  факультета образования Университета Приморска и факультета гражданской и геодезической инженерии Люблянского университета (Словения) Андреа Истенич, профессор Университета Саламанки Хуан  Мена, доктор педагогических наук Хельсинкского университета Протасова Екатерина и участники форума.

Почетный профессор Оксфордского университета, Вице-Президент Британской ассоциации педагогических исследований Иэн Ментер: «Мы живем в сложные времена перемен и новые методы обучения стали важной составляющей образования.

Кризис 20 года обеспечивает нас возможностями, оценить уроки, извлеченные из локдауна. Потому что профессия учителя всегда смотрит в будущее, и важно уметь реагировать на все вызовы в сложные времена», - отметил спикер.

 Профессор в своем выступлении еще раз подчеркнул значимость КФУ, где, по его словам, существует глубокая приверженность разработке модели педагогического образования, основанной на исследованиях.

Президент Ирландской ассоциации исследований в области образования, доктор философии (Кантаб), преподаватель колледжа общественных наук и права Университета Дублина Конор Гэлвин отметил значимость переосмысления педагогического образования в период после COVID, в частности, переходе от кризисных мер к устойчивой трансформации образования.

«Много дискуссий происходит в последнее время. И большое внимание уделяется созданию  контактов, а не содержанию онлайн-обучения. Необходимо переосмысление профессиональной практики, культуры, цифровой грамотности  преподавателей и ее влиянии на практику взаимодействия преподаватель-ученик», - резюмировал эксперт.

 

Профессор  факультета образования Университета Приморска и факультета гражданской и геодезической инженерии Люблянского университета (Словения) Андреа Истенич отметила, что «во время пандемии переход к цифровым технологиям произошел достаточно быстро: ведь на кону стояли права обущающихся, равенство и инклюзивная педагогика. Переход был сложным для учителей»

По ее мнению, необходимо выйти за рамки традиционного обучения и дидактического треугольника  «Ученик – учитель – содержание обучения и пробовать сочетание формального и неформального обучения, ориентированного на учет реальных проблем, в том числе пандемии.

Президент ассоциации ISATT, Профессор и заведующая кафедрой городского образования Техасского университета говорила о том, что  информатизация, стандартизация и изменения окружающего мира стали основными моментами современной идеологии образования.

 

Профессор Хуан  Мена,  касаясь влияния карантина и риска заболевания COVID-19, подчеркнул, что эти факты  вытеснили преподавание из вузов на домашние компьютеры, ноутбуки и другие устройства. «Перенос сеансов в виртуальные пространства (Zoom, Blackboard, Meet или видеоконференцсвязь Microsoft TEAMS) открывает новые сценарии обучения и различные возможности для взаимодействия с учащимися».

По его словам основная проблема заключается в использовании в качестве преобладающего метода лекций или диалогов, которые, в свою очередь, превращают новые медиа в традиционное обучение. Нужно готовить учителей уметь использовать нетрадиционные формы обучения.

 

Роза Валеева отметила, что «учителя,  переходя на новые форматы, должны уметь обучаться и привыкать к дистанционной работе. Нужны новые инновационные подходы. И я думаю, что все участники дискуссии понимают, насколько  важно включать онлайн-технологии в обучение преподавателей. Это большая возможность, чтобы обеспечить гипербезопасность, осуществлять педподдержку и минимизировать процессы декоммунизации образования. Нужно быть готовым к любым последствиям и рискам в преобразовании отношений людей, изменении приоритетов».

В своем приветственном слове к участникам Форума ректор Казанского федерального университета Ильшат Гафуров отметил, что,  несмотря на все сложности, связанные с дистанционным форматом, участники все дни проведения Форума отработали на очень высоком уровне на благо общей идее – развитию педагогического образования и подготовке высококвалифицированных учительских кадров.

Также он напомнил, что в рамках мероприятия впервые была организована международная конференция, ориентированная на молодых педагогов - исследователей в области образования.

«Думаю, для них это будет хорошей школой. Они приобретут ценный опыт и, я надеюсь, станут впоследствии нашими партнерами - носителями идеологии Форума», - сказал ректор КФУ

Ильшат Гафуров сообщил, что по итогам сессий и круглых столов уже сформировалось определенное видение тематики следующей конференции - IFTE – 2022, и выразил надежду на проведение мероприятия в очном формате, где все участники смогут насладиться личным общением.

«Международные конференции, посвященные образованию, имеют очень большое значение. Мы проводим множество мероприятий и по другим предметным областям, но основа основ – это педагогика. Учителя формируют наше сознание с самого детства, определяя тем самым будущее», - заключил ректор и поблагодарил участников и организаторов за плодотворную работу.