О педагогике в непедагогических вузах шла речь в Казанском университете 26 мая на заседании федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогические науки».
Участие в совещании приняли ректоры, проректоры педагогических вузов, руководители основных профессиональных образовательных программ по УГСН «Образование и педагогические науки», члены президиума ФУМО ВО «Образование и педагогические науки», ответственные руководители и специалисты Министерства просвещения и Министерства науки и высшего образования РФ.
Заседание прошло под руководством председателя ФУМО ВО «Образование и педагогические науки», замдиректора Центра русского языка и славистики РАО, члена-корреспондента РАО, директора института педагогики СПбГУ Елены Казаковой, которая отметила в начале заседания важность сегодняшней встречи.
—Все время критикуют учителей и методистов, чего-то требуют, а учитель каждый день должен встречаться с детьми, понимать свою ответственность, уметь спонтанно реагировать на любые обстоятельства. Вопрос педобразования очень серьезный.
Директор Института психологии и образования Казанского федерального университета Айдар Калимуллин сделал акцент в своем выступлении на достижениях и проблемах подготовки учителей в непедагогических вузах.
Спикер дал характеристику системе высшего образования РФ. Согласно приведенной им статистики, 4 090 058 студентов обучаются сегодня по программам высшего образования. 92 процента из которых обучаются в государственных и муниципальных организациях, почти 9 процентов из общего количества составляет направление «Образования и педагогических наук».
— 251 вуз России реализует программы подготовки учителей. В пятерку самых крупных вузов по подготовке учителей входят Московский педагогический государственный университет, Российский государственный педагогический университет им.А.ИГерцена, Московский городской педагогический университет, Казанский федеральный университет, Московский государственный областной университет. Для новых университетов педагогическом образовании России характерны типичные черты. Я бы отметил среди них заметную долю студентов – будущих педагогов в общей доле структуры вуза, реализацию широкого спектра образовательных программ по предметным областям современной образовательной школы, а также формирование образовательной и научной идентичности ученых-педагогов в рамках непедагогического вуза.
В 2017 году по подготовке учителей преобладал сектор непедагогических вузов. В 2021 году 55 процентов студентов-педагогов готовят в непедагогическом секторе. По подсчету А.Калимуллина 160 вузов имеют менее 200 студентов по приведенному контингенту.
По словам А.Калимуллина непедагогическим вузам характерны и общие проблемы. В числе которых значительная дифференциация вузов, реализующих программы подготовки учителей, низкие показатели качества приема в ряде вузов, отсутствие действенных механизмов контроля за качеством образовательного процесса в малых вузах, отсутствие необходимых кадров и научно-образовательной среды в малых вузах, отсутствие обособленных структурных подразделений по подготовке учителей в большинстве вузов, низкая вовлеченность вузов с малой численностью программ подготовки учителей в общие процессы модернизации, недостаточная активность малых вузов.
Тренды в подготовке учителей определены Айдаром Минимансуровичем как усиление государственной политики в области педагогического образования, партнерство субъектов педагогического образования, появление новых форм управления и контроля в педобразовании, повышение роли стандартов в подготовке учителей, влияние цифровизации на технологии обучения и формы коммуникации, совмещение универсализации, повышение роли исследований в образовательной политике и практике, развитие междисциплинарности исследований проблем педобразования, формирование позитивного образа учителя и повышение статуса педобразования в стране, а также охрана психического здоровья учителей.
В результате своего выступления директор ИПО КФУ напомнил собравшимся об инициативе ректора Казанского федерального университета Ильшата Гафурова о создании единой цифровой платформы для всех российских педагогических вузов.
Директор Института образования Балтийского федерального университета им. И. Канта Анна Бударина представила опыт своего вуза при подготовке педагогических кадров в системе регионального социально-образовательного кластера.
В университете уже давно реализуется региональная программа целевой подготовки педагогических кадров. Этот совместный проект реализуется в рамках заключенного ранее соглашения между министерством образования Калининградской области и БФУ им. И. Канта и формирования социально-образовательного кластера. Задача программы - подготовка молодых педагогов, обучающихся на непедагогических специальностях.
— В подходах к педагогическим стандартам мы пытаемся руководствовать цитатой Канта: «Имейте мужество пользоваться своим умом». Мы готовим проектировщиков образовательных сред: людей, у которых будет постоянная способность к изменениям. Региональный кадровый конструктор – некая публичная корпорация, которая обеспечивает кадровую потребность региона.
Программа, о которой говорила Анна Олеговна, направлена на поддержку педагогических кадров в регионе и ориентирована на студентов БФУ им. И. Канта, которые обучаются на 3 и 4-х курсах. Педагогическая траектория предлагается всем студентам университета. Те студенты, которым интересна эта деятельность, могут стать участниками целевой программы подготовки молодых педагогов. Таким образом, в рамках обучения в университете, студенты получат возможность пройти специальную углубленную педагогическую подготовку, получить необходимые практические навыки для работы с детьми и подростками, а также по итогам обучения они уже будут иметь конкретное место работы с гарантированным трудоустройством.
— Задача состоит в том, чтобы вовлечь в педагогическую деятельность системы общего образования представителей непедагогических специальностей, — пояснила спикер.
Директор Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Министерства просвещения РФ Андрей Милехин напомнил, что по поручению Правительства РФ в адрес Министерства просвещения и Министерства науки и высшего образования поступило Поручение разработать и внести проект концепции подготовки педкадров для системы педобразования.
— Из какого ведомства выйдут учителя – не прописано. Гораздо важнее учитывать те ключевые векторы развития педагогического образования, которые определены национальным проектом «Образование» и теми новыми высотами, которые определены в контексте нового указа Президента о стратегических целях развития страны до 2030 года.
Референт Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования РФ Дмитрий Бурункин подчеркнул, что чрезвычайно важна работа с теми педагогами, которые уже работают в системе образования.
— На первый план выходит вопрос их профессионального развития и самообразования, адаптивность и персонализация. Главное для нас — качество подготовки специалистов, а не тот вуз, где проходила подготовка. Стоит обратить внимание и на решение задач в области модернизации профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.
профессор кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования Сургутского государственного университета Вера Повзун отметила особенности реализации программ педагогического образования на базе классического регионального университета.
— Университет создан по запросу региона, — напомнила спикер. —Наш вуз ставит цель повышение доступности и качества педобразования. Мы разработали программы бакалавриата и аспирантуры, исходя из потребностей инновационного развития экономики и местного сообщества региона. Мы ставим задачу повышения программ повышения квалификации и переподготовки педкадров.
Новую реальность Образовательной экосистемы и новые требования к подготовке педагогических кадров представила в своем выступлении замдиректора Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Людмила Халяпина. Профессором была предложена модель подготовки педагогов путем реализации различных педагогических проектов.
— У каждого университета есть интересные практики и наработки в реализации программ подготовки педагогов. Ценность таких встреч состоит в возможности обменяться опытом и взять для себя лучшее, что делают коллеги, — резюмировала Елена Казакова. — Я бы отметила четыре тренда в подготовке учителей сегодня. Первое место занимают классические университеты, в которых всегда особое место было отведено педагогическому институту, входящему в его структуру. Как, например, в МГУ. Второй путь — это наглядный пример Казанского университета, когда педагогические вузы объединили с классическим университетом, и в результате вуз стал флагманом педагогического образования России. Третья история была представлена Верой Повзун. Созданный по запросу региона вуз, который выполняет его запросы. И четвертый вариант — это структурные единицы педагогики в составе крупного вуза, в приоритете которого — исследовательская деятельность. Все вузы очень разные. И в этой разнице заключается наша сила.
Что тревожит меня как председателя ФУМО? Айдар Минимансурович озвучил цифру в 250 вузов. А сколько мы знаем? Всего лишь порядка 50 вузов, представители которых участвуют в наших конференциях, становятся авторами научных направлений. Столь малое количество активности меня не может не тревожить. Качественное образование невозможно без нескольких явлений. Если вуз не вовлечен в рынок труда, не вписан в реалии запроса региона, не становится участником сетевой деятельности – то ценности он не имеет.