Исследовательские группы

Перечень исследовательских групп

  1. Научные теории и методы в педагогическом образовании
  2. Образование в глобальном контексте
  3. Образование в интересах социальной справедливости, равенства и разнообразия
  4. Инклюзивное образование и особые потребности
  5. Образование в интересах устойчивого развития
  6. Стратегии трансформации педагогического образования
  7. Большие идеи, глобализация и подготовка учителей
  8. Педагогическое образование и цифровые технологии
  9. Дошкольное и начальное образование
  10. Педагогические контентные знания в области точных наук
  11. Преподавание и изучение иностранных языков
  12. Педагогическое образование без отрыва от производства и практика
  13. Профессиональное педагогическое образование и профессиональная подготовка
  14. Профессиональное обучение и развитие
  15. Образовательные и медицинские технологии в обучении детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
  16. Высшее образование в эпоху VUCA мира: изменения в преподавании и обучении
  17. Образование в Университетских школах
  18. Антропология дидактики перевода и искусственный интеллект
  19. Качество образования и школьная резильентность

 

Научные теории и методы в педагогическом образовании

В данной группе изучаются исследовательские темы в области образования. Учителя и преподаватели участвуют в обсуждениях, в ходе которых рождаются новые идеи о методологических основах, рассматриваются различные исследовательские теории и методы. Специалисты группы анализируют контексты для исследований и ставят своей целью углубить понимание различных методологических понятий.

Ключевые слова: исследования в области образования; теории обучения и преподавания; контекст для исследований в области образования; научная работа и оценка; методы и методология; развитие научного потенциала; педагогические подходы

Руководители

Валеева Роза Алексеевна
Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики Института психологии и образования Казанского федерального университета, главный редактор журнала «Образование и саморазвитие», Президент Российского общества Януша Корчака

Зарубежные участники

Иен Джеймс Ментер
Почетный профессор Оксфордского университета, Вице- Президент Британской ассоциации педагогических исследований, главный редактор журнала Review of Education

Мария Флорес
Профессор Института образования Университета Минью, Португалия

Маджери МакМахон
Директор Школы образования Университета Глазго, доктор наук, профессор, Шотландия

 

Образование в глобальном контексте

Сегодняшний мир подвержен трансформациям и изменениям. Этот факт не может не отразиться на образовании. Данная исследовательская группа изучает вопрос повышения квалификации учителей с учетом мировых тенденций в образовании.

Ключевые слова: международные перспективы; сотрудничество; глобализация; мировое гражданство; дистанционное обучение

Руководители

Вашетина Оксана Викторовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики высшей школы Института психологии и образования Казанского федерального университета

Сабирова Диана Рустамовна
Доктор педагогических наук, директор Высшей школы иностранных языков и перевода Института международных отношений КФУ, заведующая кафедрой европейских языков и культур

Зарубежные участники

Шерил Крейг
Профессор Техасского университета A&M, президент ассоциации ISATT

 

Образование в интересах социальной справедливости, равенства и разнообразия

Многообразие, которое мы наблюдаем в образовательном процессе, заставляет обратить внимание на такие важные темы, как развитие личности. Ситуации, которые исключают всех, «кто отличается от нас» недопустимы.

Исследовательская группа выступает платформой для обсуждения политики и существующих практик, гарантирующих социальную справедливость. Особое внимание уделяется таким вопросам, как миграция, язык и культура, гражданство и права человека.

Ключевые слова: социальная справедливость; межкультурное образование; развитие личности; миграция; взгляды меньшинств; учащиеся из маргинализованных групп населения; язык и культура; дискриминация в образовании; социальный класс; права человека; образовательная политика и политика справедливости; раса; национальность и образование

Руководители

Громова Чулпан Раесовна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры начального образования Института психологии и образования Казанского федерального университета

Хайрутдинова Резеда Рафаэльевна
Кандидат филологических наук, доцент кафедры начального образования Института психологии и образования Казанского федерального университета

Каюмова Лейсан Рафисовна
Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры начального образования Института психологии и образования Казанского федерального университета

Семенова Елена Юрьевна
Научный сотрудник ИПО КФУ

Зарубежные участники

Дина Бирман
Профессор Университета Майами, США

Эдисон Трикетт
Профессор Университета Майами, США

Мария Александрович
Профессор, заведующая кафедрой психологии Поморского университета в Слупске

 

Инклюзивное образование и особые потребности

Исследовательская группа изучает все аспекты инклюзивного образования. Эта тема объединяет российских и зарубежных специалистов, которые прилагают все усилия для развития инклюзивных классов и школ.

Ключевые слова: альтернативное образование; изучение проблем инвалидности; разработка политики; образовательная среда; особые трудности в обучении; права и участие; социальная модель инвалидности; семья; расширение прав и возможностей; этика; образование и инклюзивная политика; изучение проблем инвалидности в образовании

Руководители

Ахметзянова Анна Ивановна
Кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии и педагогики специального образования Института психологии и образования Казанского федерального университета

Артемьева Татьяна Васильевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики специального образования Института психологии и образования Казанского федерального университета

Степашкина Валерия Александровна
кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психологии личности Института психологии и образования КФУ

Зарубежные участники

Лемех Елена Анатольевна
Кандидат педагогических наук, доцент Института инклюзивного образования, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, Минск, Республика Беларусь

Феклистова Светлана Николаевна
Кандидат педагогических наук, доцент Института инклюзивного образования, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, Минск, Республика Беларусь

 

Образование в интересах устойчивого развития

Исследовательская группа изучает вопросы здоровья и образования в области окружающей среды и устойчивого развития. В группу входит широкий круг специалистов. Сотрудничество ученых и практиков направлено на укрепление здоровья и экологической устойчивости среди всех стейкхолдеров в образовании, поддержку исследований в этой области и обсуждение актуальных вопросов.

Ключевые слова: благополучие; образование в области окружающей среды и устойчивого развития; мировое образование; обучение на открытом воздухе; расширение прав и возможностей учащихся; медицинское просвещение

Руководители

Салихова Наиля Рустамовна
Доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии Института психологии и образования Казанского федерального университета

Бисимбаева Динара Калымжановна
Научный сотрудник ИПО КФУ, помощник главного редактора журнала «Образование и саморазвитие»

Зарубежные участники

Мартин Линч
Доктор наук, профессор Высшей школы образования и развития человека им. Маргарет Уорнер, Рочестерский университет

 

Стратегии трансформации педагогического образования

Данная исследовательская группа имеет целью изучение современных трансформационных процессов в педагогическом образовании, их генезиса и перспектив развития, эволюции учебных планов, российских и зарубежных стратегий менеджмента в области подготовки учителей.

Ключевые слова: лидерство; стратегии; педагогика 21 века; организационный потенциал; трансформация педагогического образования; стратегическое планирование; обеспечение качества; учебные планы и программы; партнерство и наращивание местного потенциала; оценивание; персонализированное обучение

Руководители

Калимуллин Айдар Минимансурович
Директор Института Психологии и Образования КФУ, доктор исторических наук, профессор

Валеева Роза Алексеевна
Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики Института психологии и образования Казанского федерального университета, главный редактор журнала «Образование и саморазвитие», Президент Российского общества Януша Корчака

Зарубежные участники

БЛОК 1 – Постсоветские страны бывшего СССР

Лариса Кобылянская
Доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и педагогики Славянского университета Республики Молдова, Молдова

Мария Жигалова
Доктор педагогических наук, профессор Брестского государственного  технического университета. Заслуженный учитель Республики Беларусь, Беларусь

Евгений Лодатко
Доктор педагогических наук, профессор Черкасского национального университета имени Богдана Хмельницкого, Черкассы, Украина

Анна Алексанян
Кандидат педагогических наук, профессор (доцент) кафедры педагогики Ереванского государственного университета, Ереван, Армения

Уланбек Мамбетакунов
Доктор педагогических наук, профессор, вице-президент Кыргызской академии образования при Министерстве образования и науки Кыргызской Республики, Кыргызстан

Алима Ибрашева
Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Департамента науки Высшей школы образования Назарбаев Университета, Казахстан

Елдос Нурланов
Младший научный сотрудник Департамента науки Высшей школы образования Назарбаев Университета, Казахстан

БЛОК 2: Страны – бывшие члены Совета экономической взаимопомощи (СЭВ)

Карденас Орландо Габриэль
Заведующий кафедрой общественных и гуманитарных наук Университет информационных наук, Гавана, Куба

Дaниeла Бачова
Доктор наук, старший преподаватель, руководитель программы магистратуры в области образования в Болтонском университете, Великобритания

Зденка Гадушова
Профессор кафедры английского языка и американистики Университета имени Константина Философa в Нитре, Словакия

Юлия Койнова-Цёльнер
Доктор наук, Технический университет Дрездена, Германия

Малгожата Латох-Зелиньска
Доктор наук, профессор кафедры польского образования, заместитель директора Института польской филологии  Университета Марии Кюри-Склодовской, Люблин, Польша

Алина Орловская
Доктор наук, профессор, проректор отделения образования, отделения славянской литературы Университета Марии Кюри-Склодовской, Люблин, Польша

Дияна Вучкович
Кандидат наук, доцент философского факультета Университета Черногории, Черногория

Мирослав Прохазка
Доктор наук, профессор кафедры педагогики и психологии Южночешского университета, Чехия

Бончо Господинов
Доктор наук, профессор факультета образования Софийского университета имени святого Климента Охридского, Болгария

Людмила Беженару
Доктор филологических наук, доцент Департамента иностранных языков и литературы Ясского университета им.Ал.И.Кузы, Яссы, Румыния

Сарфароз Ниезов
Кандидат наук, доцент Университета Торонто, Торонто, Канада

 

Большие идеи, глобализация и подготовка учителей

Исследовательская группа изучает влияние современных глобальных дискурсов на профессиональную деятельность педагогов, их поведение в классной комнате. В виду того, что представления, концепции об окружающем мире оказывают большое влияние на деятельность человека, концепции формирующиеся в результате осмысления своего собственного опыта, а также из элементов существующего дискурсивного поля, представляют интерес для исследователей.

С учетом социальной важности и ответственности преподавания как рода деятельности и как процесса, особый интерес представляет то, каким образом формируются представления учителей о своей профессиональной деятельности, о школе и об учениках, какое влияние на них оказывают парадигмы, доминирующие в образовательном и более широком дискурсах, и то каким образом эти представления сказываются на повседневной активности преподавателей в классной комнате и на результатах учеников.

Группа также поднимает вопросы о роли педагогического образования в воспроизводстве и трансформации доминирующих парадигм.

Ключевые слова: образование, учитель, предубеждения, образовательные парадигмы, образовательный дискурс,  качество образования, педагогическое образование

Руководители

Алишев Тимирхан Булатович
Кандидат социологических наук, проректор по внешним связям КФУ

Полякова Оксана Викторовна
Кандидат социологических наук, заведующая кафедрой иностранных языков и профессиональной коммуникации, заместитель директора по международной деятельности Института управления экономики и финансов КФУ

Зарубежные участники

Йоханнес Даммерер
Профессор Университетского Колледжа Педагогического Образования Нижней Австрии, Баден, Австрия

Элизабет Виндл
Профессор Университетского Колледжа Педагогического Образования Нижней Австрии, Баден, Австрия

Любна Шехаб 
Доцент , заместитель директора по международной деятельности  факультета  образования, кафедра компаративных исследований в образовании, Хелуанский университет, Египет
 
Ламиа Камель
Доктор наук, заместитель  директора департамента внешних связей, руководитель проектного  офиса, Хелуанский университет, Египет 

 

Педагогическое образование и цифровые технологии

Исследовательская группа изучает роль цифровых технологий в педагогическом образовании. Целью сообщества является установление контактов, взаимодействие и поддержка исследований в области цифровых технологий.

Ключевые слова: образование с применением ИКТ; преподавание с применением ИКТ; инновации на основе ИКТ; оценка результатов на основе ИКТ; цифровизация; цифровые технологии; открытое обучение; медиакультура; конвергентные медиа; мультимодальность в практике преподавания; дистанционное образование

Руководители

Сабирова Эльвира Гильфановна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования ИПО КФУ

Голованова Инна Игоревна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики высшей школы ИПО КФУ

Гарифуллина Альмира Маратовна
Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры дошкольного образования ИПО КФУ

Искру Виктория Викторовна
Научный сотрудник ИПО КФУ

Завьялова Ксения Андреевна
Научный сотрудник ИПО КФУ

Зарубежные участники

Джон Шульц
Доктор наук, директор Видео & Цифровой мультимедиа- студии Саутгемптонского университета, руководитель магистерской онлайн программы по направлению “Педагогика”, Великобритания

Андреа Истенич Старчич
Профессор Университета Приморска и Университета Любляны, Словения

Ян Соломонидис
Заместитель проректора Университета Виктория, Мельбурн, Австралия

Конор Гелвин
Доктор наук, профессор Колледжа общественных наук и права Университета Дублина, Ирландия

 

Дошкольное и начальное образование

Исследовательская группа рассматривает темы, связанные с дошкольным и начальным образованием. Подчеркивается важность образования и воспитания. Анализируются различные подходы к образованию. Специалисты группы содействуют проведению исследований в данной области.

Ключевые слова: дошкольное образование; педагог дошкольного образования; начальное образование; подходы к образованию; образование и воспитание; семья; дошкольное воспитание

Руководители

Твардовская Алла Александровна
Кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой дошкольного образования Института психологии и образования Казанского федерального университета

Хаматвалиева Рания Рафаэловна
Ассистент кафедры начального образования Института психологии и образования Казанского федерального университета

Зарубежные участники

Тулин Гулер Йылдыз
Профессор Университета Хаджеттепе, Дошкольное образование

 

Педагогические контентные знания в области точных наук

Исследовательская группа рассматривает вопросы, связанные с точными науками. Особое внимание уделяется педагогическим контентным знаниям. Группа объединяет учителей, преподавателей и исследователей для обсуждения актуальных тем в данной области.

Ключевые слова: естественнонаучное образование; математическое образование; практики; концептуальные подходы к исследованию математического образования; технологии; инженерия

Руководители

Шакирова Гульшат Фиразовна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии, руководитель магистерской программы «Психология инновационного образования и развития детской одаренности», Член Российского психологического общества

Зарубежные участники

Чошанов Мурат Аширович
Доктор педагогических наук, профессор кафедры высшей математики и кафедры подготовки учителей Техасского университета в Эль Пасо, США

Владик Крейнович
Д-р физ.-мат. наук, профессор кафедры информатики Техасского университета в г. Эль Пасо (США), специалист в области подготовки и обработки данных в условиях неопределенности, вице-президент международной ассоциации нечетких систем (IFSA) и Европейской ассоциации нечеткой логики (EVSFLAT).

Ольга Кошелева
Д-р физ.-мат. наук, профессор, заведующий кафедрой подготовки учителя, директор отделения STEM-образования Техасского университета в г. Эль Пасо, США

 

Преподавание и изучение иностранных языков

Исследовательская группа направлена на создание международного сообщества учителей иностранных языков. Вклад каждого члена группы неоценим. Каждый делится знаниями, опытом и лучшими практиками. Оценка и освоение языка, языковые стратегии и повышение квалификации преподавателя среди ключевых тем.

Ключевые слова: освоение языка; билингвальное образование; изучение второго языка; языковые стратегии; оценка владения языком; мультилингвизм

Руководители

Шишова Евгения Олеговна
Кандидат наук, доцент кафедры педагогической психологии Института психологии и образования Казанского федерального университета, руководитель магистерской программы «Практическая психология в образовании», Международный эксперт в области оценки качества дошкольного образования ECERS

Фатхулова Эльвира Илдаровна
Сотрудник отдела международной деятельности ИПО КФУ

Зарубежные коллеги

Протасова Екатерина Юрьевна
Доктор педагогических наук, профессор, Хельсинкский университет (Финляндия)

 

Педагогическое образование без отрыва от производства и практика

Исследовательская группа изучает вопросы обучения без отрыва от производства и развития практики.

Рассматривается ряд теоретических и практических вопросов, например, роль практики в формировании личности студента. Научные интересы не ограничиваются вышеуказанной темой. Специалисты группы активно обсуждают ряд других актуальных проблем.

Ключевые слова: практика; профессиональная подготовка; профессиональное становление педагога; профессиональное самоопределение студентов; компетенции преподавателя; повышение квалификации; непрерывное образование

Руководители

Баклашова Татьяна Александровна
Заместитель директора по международной деятельности Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики высшей школы Института психологии и образования Казанского федерального университета (КФУ)

Бисимбаева Динара Калымжановна Научный сотрудник ИПО КФУ
Помощник главного редактора журнала «Образование и саморазвитие»

Зарубежные участники

Мария Флорес
Профессор Института образования Университета Минью, Португалия

Лилия Касерта
Профессор Государственного Университета Феррис, США

Юлия Койнова-Цёльнер
Доктор наук, Технический университет Дрездена, Германия

 

Профессиональное педагогическое образование и профессиональная подготовка

Исследовательская группа объединяет педагогов, учителей и исследователей, которые занимаются изучением профессионального педагогического образования и профессиональной подготовкой.

Ключевые слова: политика в вопросе профессионально- технического образования; сравнение систем ПТО и культурных процессов; практическое обучение в ПТО; проекты обучения в ПТО; обновление учебных планов в ПТО

Руководители

Салимзянова Эльмира Шавкатовна
Кандидат филологических наук, доцент кафедры методологии обучения и воспитания Института психологии и образования Казанского федерального университета

Зарубежные участники

Йигит Гакиля Аряфетдиновна
Кандидат филологических наук, доцент института иностранных языков “Phono”, заведующая онлайн-курсами “Lingoshake”, главный редактор книг для курсов дистанционного обучения, Турция

Исаева Жибек Кайруллиновна
Кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник, ответственный редактор научного журнала «Білім-Образование», РГКП «Национальная академия образования имени Ы. Алтынсарина», Центр непрерывного педагогического образования, Член Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы

 

Профессиональное обучение и развитие

Исследовательская группа объединяет учителей, педагогов, исследователей, а также тех, кто занимается проблемой профессионального обучения и развития.

Ключевые слова: преподаватели педагогических институтов; непрерывное образование; повышение квалификации; аттестация учителей и подготовка руководителей; развитие лидерских качеств и навыков; развитие школы; развитие университета; культура трудовых отношений; наставники и наставничество; профессиональные знания учителя; педагогическое образование

Руководители

Масалимова Альфия Рафисовна
Доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики высшей школы Института психологии и образования Казанского федерального университета 

Каримова Лилия Шамильевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Института психологии и образования Казанского федерального университета

Зарубежные участники

Роман Кралик
Доктор наук, профессор факультета искусств Университета имени Константина Философа в Нитре, Словакия

Ставрула Калди
Доктор наук, профессор кафедры педагогики начальной школы Университета Фессалии, Греция

Хуан Хосе Мена Маркос
Доцент кафедры образования Университета Саламанки, (Испания), финансовый управляющий и национальный представитель Испании в Международной ассоциации исследований педагогического образования (ISATT)

 

Образовательные и медицинские технологии в обучении детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

Исследовательская группа изучает разработки и реализации современных образовательных и медицинских технологий диагностики и обучения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС), направленных на их успешную социализацию.

Значимость создания научно-исследовательской группы заключается в возможности консолидации ученых медицинского, дефектологического, психолого-педагогического, филологического, нейролингвистического профилей и специалистов, занимающихся вопросами комплексного сопровождением детей с РАС для решения общей задачи – разработки и внедрения инновационных технологий сопровождения детей с РАС.

Ключевые слова: аутизм; расстройства аутистического спектра; дети дошкольного возраста с РАС; образовательные и медицинские технологии; комплексное сопровождение; социализация; дошкольное образование

Руководители

Нигматуллина Ирина Александровна
Кандидат педагогических наук, доцент Института психологии и образования Казанского федерального университета

Мухамедшина Яна Олеговна
Кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник Института фундаментальной медицины и биологии Казанского федерального университета

Васина Вероника Викторовна
Кандидат психологических наук, доцент Института психологии и образования Казанского федерального университета

 

Зарубежные участники

Д-р Рефаэль Баркан
Начальник УНИД, руководитель программы «Цифровые технологии в медицине», Холонский технологический институт, Холон, Израиль

Яэль Авни и Д-р Даниэль Умански
Представители лаборатории MADE, Холонский технологический институт, Холон, Израиль

Тони Леви
Специалист по внешним связям, ассистент научно-исследовательского отдела, Холонский технологический институт, Холон, Израиль

 

Высшее образование в эпоху VUCA мира: изменения в преподавании и обучении

 Исследовательская группа изучает процессы, происходящие в системе высшего образования в эпоху VUCA мира (от английского volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность).  Изменения, происходящие в мире, затрагивают всех стейкхолдеров системы высшего образования и заставляют преподавателей, студентов и управленцев по-новому взглянуть на ранее используемые практики. 

Новая реальность требует более адаптивных моделей и практик, способных отвечать на постоянные вызовы, возникающие в образовательной парадигме.

В рамках данной секции предполагается исследование и обсуждение различных этических, педагогических, психологических, методических и технологических проблем, вызванных изменениями в образовании вследствие глобальных сдвигов образовательной парадигмы.

Основные вопросы, которые будут обсуждаться на секции, включают в себя (но не ограничиваются ими) следующие:

  • Учение и обучение в формате онлайн
  • Обучение представителей поколения Z
  • Английский язык как средство преподавания неязыковых дисциплин
  • Профессиональное развитие преподавателей высшей школы.

Ключевые слова: высшее образование, мир  VUCA, поколение Z, гибридное обучение, английский язык как средство преподавания неязыковых дисциплин, этика, социальная ответственность.

Руководители

Горелова Юлия Николаевна

Кандидат филологических наук, доцент Института управления экономики и финансов КФУ

Сунгатуллина Диляна Дамировна

Кандидат филологических наук, доцент  Института управления экономики и финансов КФУ

Полякова Оксана Викторовна
Кандидат социологических наук, заведующая кафедрой иностранных языков и профессиональной коммуникации, заместитель директора по международной деятельности Института управления экономики и финансов КФУ

 

Образование в Университетских школах

Исследовательская группа изучает феномен университетских школ в России и за рубежом, процесс образования в данных учебных организациях в содержательном и процессуальном аспектах, систему организации профессиональной ориентации обучающихся, процедуры оценки результатов обучения, эффективность деятельности педагогического коллектива, сущность и особенности среды университетских школ, их социальный капитал, методологию реализации аутентичных моделей школьно-университетского партнерства.

В рамках заседаний исследовательской группы предполагается обсуждение различных психолого-педагогических, научно-методических, управленческих проблем, связанных с реализацией образовательного процесса в университетских школах.

Ключевые слова: университет, школа, партнерство, образование, модель, феномен

Руководители

Баклашова Татьяна Александровна

Кандидат педагогических наук, доцент

Институт психологии и образования КФУ

Телегина Надежда Викторовна

Кандидат педагогических наук, доцент

Институт психологии и образования КФУ

Мерзон Елена Ефимовна

Кандидат педагогических наук, доцент

Директор Елабужского института (филиала КФУ)

Скобельцына Елена Германовна

Директор ОШИ «Лицей им. Н.И. Лобачевского КФУ»

кандидат педагогических наук, доцент

Институт психологии и образования КФУ

 Мухаметов Ильдар Ринатович

Директор ОШИ «IT-лицей КФУ»

Фахрутдинова Гузалия Жевдятовна

Доктор педагогических наук, профессор

Институт психологии и образования КФУ

Зарубежные участники

Булатбаева Кулжанат Нурымжановна

Доктор педагогических наук, профессор Евразийского Национального Университета им. Л.Н. Гумилева, Астана, Казахстан

Зарубежные эксперты-практики

Тугульдинова Ирина Жакеновна

Директор ГУ “Средняя общеобразовательная школа 42 имени М.Ауэзова”, Казахстан

Акишева Бакытджамал Максутовна

Заместитель директора ГУ “Средняя общеобразовательная школа 42 имени М.Ауэзова”, Казахстан

 

Антропология дидактики перевода и искусственный интеллект

Проблема, обсуждение которой планируется в рамках работы исследовательской группы, посвящена внесению инноваций в преподавание устного и письменного перевода в современную эпоху, предполагающую особый уровень устойчивости и гибкости обучения. Она вскрывает нарастание антропологических компонентов современного процесса перевода, включая такие уникальные и хрупкие ипостаси, как «очеловечивание» продукции искусственного интеллекта, транслатологический трилингвизм и на базе подробного изучения названных феноменов рассматривает перевод с помощью искусственного интеллекта как одну из двухступенчатых моделей межкультурного посредничества. Такой ракурс неизбежно проецируется на вузовские проблемы преподавания перевода, в том числе с татарским языком, и включает дальнейшую разработку темы русского языка как культурного посредника.

Ключевые слова: цифровые технологии в переводе, антропология перевода, соло-перевод, трилингвальная модель «татарский-русский-европейский», матричный подход, сценарная методика

Руководители

Алексеева Ирина Сергеевна

Кандидат филологических наук, доцент

Директор Санкт-Петербургской Высшей школы перевода

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Тахтарова Светлана Салаватовна

Доктор филологических наук, доцент

Заведующий кафедрой теории и практики перевода

Института международных отношений

Казанского федерального университета

Зарубежные участники

Энрико Хервилья Керо

профессор, декан переводческого факультета университета Гранады (Испания)

Ольга Кобзева

доцент Высшей школы перевода, г. Пиза (Италия)

Ирена Микулацо

руководитель Центра «Институт Пушкина», Университет Пулы им. Юрая Добрилы, (Хорватия)

Илона Анна Ндяй

профессор Варминско-Мазурского университета в Ольштыне (Польша)

Куралай Бибиталыевна Уразаева

доктор филол.наук, профессор кафедры русской филологии,

Жанаргуль Алибиевна Бейсембаева,

заведующий кафедрой теории и практики иностранных языков

Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева (ЕНУ)

 

Качество образования и школьная резильентность

Предметом исследования группы выступают структура, методы и модель формирующего оценивания эффективности школьного образования как способности образовательной организации демонстрировать высокую результативность в контексте деятельности (резильентности). Исследование основывается на комплексном представлении о механизмах обеспечения качества образовательной деятельности школы как коллегиального субъекта образования открытого типа, обладающего собственными качественными характеристиками. Утверждается, что одними из основных показателей школьной эффективности являются устойчивость достигаемых результатов и превышение ожидаемого уровня результативности, определяемого контекстом деятельности.

В рамках форума будут обсуждены следующие исследовательские вопросы:

  • Каковы критерии и ожидаемые результаты количественного и качественного оценивания эффективности образования его участниками? Отдельно рассматриваются вопросы объективности и согласованности результатов оценивания.
  • Каковы общие и особенные факторы, снижающие эффективность образовательной деятельности школы?
  • Каковы возможные модели обеспечения эффективности образовательной деятельности школы с учетом контекста ее функционирования?

Ключевые слова: эффективность образования, школа, резильентность, формирующее оценивание.

Руководители

Виноградов Владислав Львович

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Елабужского института КФУ

Шатунова Ольга Васильевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Елабужского института КФУ

Зарубежные участники

Что происходит?
Последние новости
17 апреля 2021
Директор ИПО КФУ: «Ник Рашби стал для нас амбассадором академической репутации» 

Накануне дня рождения известного специалиста по широкому кругу вопросов образования, обучения, разработки и применения информационно-коммуникационных технологий обучения приглашенного редактора, профессора Николаса Рашби его коллеги — ученые Института психологии и образования — рассказали о совместной  работе с ним.

Приглашенный профессор Института психологии и образования Ник Рашби сегодня является соредактором журнала «Образование и саморазвитие».

Именно с Николаса началось вхождение Института психологии и образование в международное сообщество ученых в области образования, — уверена профессор, заведующая кафедрой педагогики ИПО КФУ  Роза Валеева.

По воспоминаниям Розы Алексеевны, они познакомились с ним в 2013 году на зарубежной конференции, куда впервые приехали представители Казанского университета.

Этот удивительно мудрый, внимательный, тактичный человек, настоящий британский джентльмен с чуткостью интеллигентного человека оказывал нам поддержку в нашем первом «выходе в свет».

Спустя полгода после нашего знакомства он во время проведения международной конференции Британской ассоциации исследователей     в области образования  (BERA) специально для нас организовал специальную секцию, чтобы мы имели возможность представить наши доклады и войти в ритм жизни ученых мир . Кроме того,  он помог  пройти стажировку в Лондонском университете. 

Так случилось, что именно Николас Рашби познакомил нас и с профессором Оксфордского университета,  тогдашним Президентом Британской ассоциации исследований в области образования Иеном Ментером, который являлся одним из ведущих ученых в области подготовки учителей.

Научная работа казанских ученых в этой области стала настолько интересна для зарубежных коллег, что в 2016 году Оксфордский университет включил КФУ в уже начавшийся к тому времени международный исследовательский проект, где помимо России (Институт психологии и образования КФУ), принимало участие еще одиннадцать стран. Вслед за этим поступило предложение о написании главы для Оксфордской энциклопедии. В результате в Oxford University Press опубликована монография, глава которой написана учеными ИПО КФУ.

Но основная заслуга Николаса Рашби, конечно, в той работе, которую он провел по приведению журнала  «Образование и саморазвитие» к международным стандартам и вхождению журнала в четвертый квартиль.

После включения нашего журнала черный список «Диссернета» профессор Николас Рашби будучи на тот момент главным редактором журнала уверенно взялся за роботу по расчистке «авгиевых конюшен», — рассказывает директор Института психологии и образования Айдар Калимуллин.

Одним из его первых требований было отозвать не соответствующие международным требованиям  научные статьи. В результате титанической работы, проведенной Ником и редколлегией, журнал не только был исключен из «черного» списка «Диссернета», но и  в 2018 году стал вторым российским журналом в области образования и первым гуманитарным журналом Казанского университета, вошедшим в базу данных Scopus.

Научный сотрудник Научного образовательного центра педагогических исследований ИПО КФУ Динара Бисимбаева три года работает в редакции, возглавляемой и курируемой профессором Рашби. Для молодого ученого он стал для нее образцом истинного ученого, талантливого организатора и широко образованного человека, по праву пользующегося заслуженным авторитетом и уважением.

Я смогла увидеть, что Рашби — настоящий профессионал своего дела. Удивительно, но при всей своей большой загруженности, он находит время на участие в конференциях, форумах,  встречах профессиональных сообществ. Это тот человек, который помогает не только словом, но и делом.

—  Ник Рашби стоял у истоков многих наших проектов:  Форум IFTE,  журнал «Образование и саморазвитие». Он стал для Института психологии и образования ученым, который своим авторитетом побудил многих ученых с мировым именем сотрудничать с КФУ.

Встречи с такими интересными людьми, как Ник Рашби переворачивают наш взгляд и восприятие другой страны и культуры. Признаюсь, я, в силу своего  коммунистического воспитания в советскую эпоху, с недоверием относился к капиталистическому миру и его представителям. В том числе, Англия воспринималась мною как довольно мрачная, вечно туманная страна, где проживали чопорные британцы. Взрослея, я начал узнавать много важного и интересного об этой удивительной стране, которая в некоторые периоды играла ведущую роль в мировой экономической и политической истории.

И вот спустя много лет мне посчастливилось встретиться с настоящим англичанином, который открыл мне Англию с человеческой стороны – Джоном Николасом Рашби или как иногда он любит себя называть в России – Иваном Николаевичем.

Наша первая встреча была не случайна. На ужине во время проведения международной конференции в 2013-м году, он вместе со своей супругой Дорит несколько раз прошел мимо нас в поисках свободного места и откликнулся на наше предложение составить нам компанию, присев к нам за стол и сразу покорив своей добротой и интеллигентностью.

Позже, подружившись, мы не раз приезжали в Англию и всегда Ник был настойчив, чтобы мы гостили в его доме. Тепло, душевность, человеческое общение, открытость  — вот что всегда встречало нас в семье Ника.

От лица коллектива Института психологии и образования поздравляю Ника Рашби с днем рождения! Желаю дальнейших успехов на ниве науки и просвещения, а также доброго здоровья, осуществления намеченных планов и замыслов!