Предварительные мероприятия

Министерство образования и науки Российской Федерации

Казанский федеральный университет

Всероссийский научно-практический семинар

«Современное педагогическое образование в непедагогических вузах»

19 — 20 мая 2018 г.

Цель: анализ и распространение лучших практик развития педагогического образования в современных высших учебных заведениях РФ для  последующего повышения качества подготовки выпускников, формирования новой модели учителя – учителя XXI века, способного решать различные образовательные задачи в условиях перемен, происходящих сегодня в России и мировом сообществе.

Задачи:

 

Актуальность.

В настоящее время педагогическое образование в России находится в стадии трансформации, связанной с необходимостью повышения качества подготовки учителей. Изменилась структура системы педагогического образования в целом. Непосредственно педагогическими являются лишь порядка 50, из более чем 250 вузов, готовящих учителей в стране. Они крайне неоднородны, так как, с одной стороны, существуют университеты (как правило, возникшие в результате присоединения других высших учебных заведений), где доля педагогического блока является существенной, и с другой – где реализуется небольшое число программ этого профиля. Кроме того, существует дифференциация между государственными и негосударственными вузами. Довольно разнообразными представляются различия в кадровой и материально-технической базах. Немаловажным является наличие исторических традиций подготовки учителей в том или ином вузе.

Несмотря на такую неоднородность, можно выделить наиболее типичные проблемы реализации программ педагогического образования в непедагогических вузах:

Казанский федеральный университет представляет собой пример вуза нового типа, включившего в 2011 году два педагогических университета и ставшего в результате, одним из крупнейших центров подготовки учителей  в России (5700 — приведенный контингент студентов по УГСН 44.00.00.). Соединение возможностей классического и педагогических университетов позволило создать новую систему подготовки учителей. Инфраструктура педагогического образования включает 2 собственных общеобразовательных лицея для одаренных детей, Приволжский межрегиональный Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, модельные  школьные классы, Детский университет, Планетарий, образовательное телевидение и др. Это позволило выстроить планомерную систему довузовской подготовки детей и сопровождения педагогов в течение всей жизни. В КФУ реализуется несколько вариативных треков вхождения в учительскую профессию и три модели педагогического образования: традиционная (Елабужский филиал), распределенная и интегративная (Казань).

Университет являлся одним из активных участников программы Модернизации педагогического образования в Российской Федерации (2014-2017 гг.). Успешный опыт трансформации педагогического образования способствовал его выделению в качестве одного из приоритетных направлений развития Казанского федерального университета в рамках Программы повышения международной конкурентоспособности (https://teacher21.kpfu.ru).

 

Проект программы семинара

«Современное педагогическое образование в непедагогических вузах»

Время Тема Форма Ответственный
19.05.2018.
9.00-10.00 Регистрация участников

 (фойе учебного корпуса Института психологии и образования, ул. М.Межлаука, д.1)

9.30-10.00 Современная инфраструктура педагогического образования КФУ экскурсия Власова В.К., зам. директора по образовательной деятельности ИПО КФУ, профессор
10.00-10.15 Приветствие   Минзарипов Р.Г., первый проректор КФУ, профессор

Кондракова И.Э., руководитель аппарата ФУМО в сфере высшего образования по УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки

10.15-12.00

 

1.Подготовка учителей в федеральном университете: опыт КФУ

2. Проблема педагогического мышления и опыт реализации программ профессиональной переподготовки «Преподаватель» и «Преподаватель высшей школы» на ФПО МГУ

3. Подготовка учителей для развития  региональной экономики: опыт, проблемы, пути решения

 

доклад

 

 

 

 

доклад

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

доклад

 

 

 

 

 

 

 

дискуссия

Калимуллин А.М., директор ИПО КФУ, профессор

 

 

 

Боровский А.В., заместитель декана факультета педагогического образования МГУ, профессор

 

 

 

 

 

 

 

 

Бажин К.С., проректор по стратегическому развитию и проектной деятельности ВятГУ, доцент

 

 

 

 

 

участники семинара

12.00-13.00 Обед
13.00-13.30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка бакалавра педагогического образования в условиях распределенной модели доклад

 

 

 

 

 

 

 

 

Валеева Р.А., зам. директора по международной деятельности, зав. каф. педагогики ИПО КФУ, профессор
Параллельные выступления
13.30-14.00

 

 

 

 

 

 

 

 

13.30-

14.00

Организация работы Центра педагогической магистратуры по реализации модульных образовательных программ

 

Современные требования к организации учебного процесса (принципы формирования штатного расписания, мотивация и индивидуальный рейтинг ППС, эффективный контракт)

 

 

доклад

 

 

 

 

 

 

 

 

доклад

Сахиева Р.Г., доцент каф. педагогики высшей школы ИПО КФУ

Голованова И.И. , доцент каф. педагогики высшей школы ИПО КФУ

 

 

 

 

 

Власова В.К., зам. директора по образовательной деятельности ИПО КФУ, профессор

 

14.00-14.30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.00-14.30

 

Проектирование и апробация программ педагогической практики магистрантов в условиях школьно-университетского партнерства

Профессиональная переподготовка по программам педагогического образования в условиях федерального университета

 

доклад

 

 

 

 

 

 

 

 

доклад

 

 

Калацкая Н.Н., доцент каф. педагогики ИПО КФУ

Скобельцина Е.Г., директор лицея КФУ им. Лобачевского, к.п.н., доцент

 

 

 

 

 

Чиркина С.Е.,  доцент каф. педагогики высшей школы ИПО КФУ

Асафова Е.В., доцент каф. педагогики высшей школы ИПО КФУ

 

14.30-15.00 Кофе-брейк
   

Параллельные выступления

15.00-15.30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15.00-

15.30

Мониторинг и сопровождение образовательного процесса в непедагогических институтах федерального университета

 

Участие в международных исследованиях в области образования

доклад

 

 

 

 

 

доклад

Голованова И.И. , доцент каф. педагогики высшей школы ИПО КФУ

Телегина Н.В. , доцент каф. педагогики высшей школы ИПО КФУ

 

 

Валеева Р.А., зам. директора по международной деятельности,  зав. каф. педагогики ИПО КФУ, профессор

15.30

16.00

 

 

 

 

 

 

15.30-

   16.00

 

Взаимодействие с региональными органами власти: подготовка педагогических кадров для школ

 

Публикационная деятельность в области «education»

доклад

 

 

 

 

 

 

доклад

Алишев Т.Б., ., заместитель директора ИПО КФУ, к.с.н.

Сибгатуллина Т.В., заведующая кафедрой педагогики высшей школы,  доцент

 

 

 

Масалимова А.Р., руководитель отдела публикационной поддержки,

профессор

 

16.00

16.30

 

 

 

 

 

 

16.00-

   16.30

Непрерывное педагогическое образование в условиях крупного университетского комплекса

Оценка наукометрических

показателей современных вузов в предметной области «education» (Scival, inСites)

 

 

доклад

 

 

 

 

 

 

доклад

Шайхелисламов Р.Ф., директор ПМЦ ПРКиППРО, профессор

Габдулхаков В.В., руководитель Центра педагогических исследований,  профессор

 

 

Калимуллин А.М., директор ИПО КФУ, профессор

Лексина Ю.А, зам. директора научной библиотеки КФУ, доцент

16.30-17.00 Подведение итогов

первого дня работы

семинара

дискуссия Валеева Р.А., зам. директора по международной деятельности, зав. каф. педагогики ИПО КФУ, профессор

Калимуллин А.М., директор ИПО КФУ, профессор

 

 

17.00-19.00 Посещение IT лицея-интерната КФУ Выездная

экскурсия

Самерханов Т.Р., директор IT лицея-интерната КФУ

 

  19.00-21.00 Экскурсия по г. Казани Кривоножкина Е.Г., руководитель научного отдела ИПО КФУ,  доцент

 

 

 

20.05.2018

Выезд в Елабужский институт (филиал) КФУ

 

7.00 Отъезд от главного здания КФУ (ул. Кремлевская, 18)
11.00  Прибытие в г. Елабуга (здание инженерно-технологического факультета, ул.Строителей, 16)
11.00                                      Кофе-брейк  
11.15 -11.50 Посещение здания Инженерно-технологического факультета ЕИ КФУ Знакомство с проектами Ахметов Л.Г., декан факультета,  профессор
12.10-12.40 Посещение здания

Факультета психологии и педагогики ЕИ КФУ

Знакомство с проектами Панфилов А.Н., декан факультета, доцент
13.00-13.40 Обед Кафе «Сытый студент»  
13.40-14.00 Главный корпус ЕИ КФУ Экскурсия по главному зданию

Знакомство с проектами

Ибатуллин Р.Р., заместитель директора по научной деятельности, доцент
14.00-15.00  Конструирование образовательных программ в условиях традиционной модели педагогического образования Круглый стол Мерзон Е.Е., директор ЕИ КФУ, доцент

Панфилов А.Н., декан факультета педагогики и психологии,  доцент Виноградов В.Л.,   доцент кафедры педагогики

 

15.00-15.30 Вопросы для обсуждения:

1. Традиционная модель подготовки учителя в структуре федерального университета: условия успеха.

2. Реализация ОПОП педагогического образования в сетевом взаимодействии.

3.  Научно-образовательные проекты  как ресурс развития системы подготовки педагогических кадров и педагогической практики.

4. Организационные и образовательные новации Елабужского института, введенные в рамках реализации проекта «Модернизация педагогического образования».

 

15.30-18.00 Обзорная экскурсия по городу с посещением музеев.
18.00 Выезд в г. Казань

 

 

 

Руководитель семинара: Сибгатуллина Татьяна Владимировна – зав.кафедрой педагогики высшей школы, кандидат педагогических наук, доцент (e-mail -sibgatullinatatiana@yandex.ru; телефон — +79600335960)

Координаторы семинара: Голованова Инна Игоревна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики высшей школы (e-mail — ginnag@mail.ru; телефон — +79872966117) Панфилов Алексей Николаевич – декан факультета психологии и педагогики Елабужского института, кандидат педагогических наук, доцент (e-mail – panfiloval@mail.ru; телефон +79178529841)

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Казанский федеральный университет

 

Программа

Совместного заседания Координационного совета по области образования «Образование и педагогические науки» и федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки

44.00.00 «Образование и педагогические науки»

«Подготовка педагога в современном университете: вариативность образовательных программ и исследовательских практик»

 

(Место проведения: Казанский федеральный университет, ул. Кремлевская, 35, Научная библиотека им. Н.И. Лобачевского, зал Попечительского Совета)

 

21 мая 2018 г.

 

Время Тема Форма Ответственный
9.00-10.00 Регистрация участников
10.00-11.30 Пленарная часть
  Модели подготовки педагога в университетах России Доклад Лаптев Владимир Валентинович, вице-президент РАО, Председатель Координационного Совета по области образования «Образование и педагогические науки», первый проректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, академик РАО, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор
Педагогическое образование в федеральном университете: миссия, содержание, перспективы Доклад Гафуров Ильшат Рафкатович, ректор Казанского федерального университета, член-корреспондент РАО, кандидат физико-математических наук, доктор экономических наук, профессор
Образовательная программа как результат анализа профессиональной педагогической деятельности Доклад Писарева Светлана Анатольевна, директор института педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, заместитель председателя ФУМО ВО «Образование и педагогические науки», член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор
11.30-12.00 Кофе-брейк
12.00-14.00 Доклады, подведение итогов
  Вариативность образовательных программ и единство требований в подготовке современного педагога». Доклад Обухов Валерий Владимирович, ректор Томского государственного педагогического университета, доктор физико-математических  наук, профессор
  Единые подходы к психолого-педагогической подготовке по основным профессиональным образовательным программам классических направлений подготовки Доклад Кармазина Наталья Валерьевна, начальник управления организационно-административной политики Крымского федерального университета им. В.И.  Вернадского, кандидат исторических наук, доцент
О проекте модуля, обеспечивающего подготовку к педагогическому виду деятельности в период освоения основных образовательных программ классического университетского образования Доклад Трубина Людмила Александровна, проректор по учебно-методической работе Московского педагогического государственного университета, доктор филологических наук, профессор
Выступления экспертов
Разное
1.              Внесение изменений в модуль «основы вожатской деятельности» Доклад Леванова Елена Александровна, заведующая кафедрой социальной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук, профессор
  2.              О дисциплине «Педагогика межнационального общения» Сообщение Гасанова Загидат Зайнулабидовна, доцент кафедры педагогики и специальной психологии Дагестанского государственного педагогического университета, директор межвузовского Центра по разработке методологического обеспечения новых подходов к формированию культуры межнационального общения в условиях многонационального региона, кандидат педагогических наук, доцент
14.00-15.00 Обед
15.00-17.00 Посещение объектов инфраструктуры педагогического образования Казанского федерального университета
17.00-18.30 Участие в мероприятии по популяризации науки среди школьников и молодежи «Ночь науки в КФУ»
19.00-22.00 Прием от имени ректора Казанского федерального университета

для участников заседания

 

 

 

Казанский федеральный университет

IV МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

 

Международный научно-практический круглый стол

Практики адаптации детей мигрантов в  системе школьного образования”

21 мая 2018 г.

ПРОГРАММА

Модераторы:

Венера Гильмхановна Закирова, докт. пед.наук, профессор,

Казанский федеральный университет, Казань, Россия

Дина Бирман, доктор, профессор, Университет Майами, США

 

Координаторы:

Резеда Рафаилевна Хайрутдинова, канд.филол.наук ,доцент,

Казанский федеральный университет, Казань, Россия

Чулпан Раесовна Громова, канд. псих. наук,  доцент,

Казанский федеральный университет, Казань, Россия

 

Адрес: Казань,  Институт психологии и образования, ул. М.Межлаука, 1,

322 аудитория.

Время проведения: 15.00-17.00

Приветственное слово

Венера Гильмхановна Закирова, докт. пед. наук, профессор,заведующий кафедрой дошкольного и начального образования Института психологии и образования, Казанский федеральный университет, Казань, Россия

 

  1. Дети мигрантов в российской и зарубежной системе образования

Особенности адаптации детей-мигрантов в школах США/ Дина Бирман, доктор, профессор, Университет Майами, Майами, США

 

Дидактические особенности работы с детьми – мигрантами: на примере школ Германии/ Юлия Койнова-Цельнер, доктор, Технический университет Дрездена, Дрезден, Германия

 

Дети иноэтничных мигрантов в российской школе: проблема или ресурс развития? /Елена Александровна  Омельченко,        канд. ист. наук, директор Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений, заместитель директора по научной работе Института социально-гуманитарного образования Московского государственного педагогического университета, Москва, Россия.     

 

Миграция глазами ребенка / Антон Шмидт, студент, Технический университет Дрездена, Дрезден, Германия

 

  1. II. Современные технологии языковой и социально-культурной адаптации детей мигрантов

Актуальные лингводидактические аспекты обучения детей из семей мигрантов: преодоление лексико-грамматических трудностей/ Ольга Владимировна Синева, канд.филол.наук, доцент кафедры поликультурного образования  Московского центра развития кадрового потенциала образования,  Москва, Россия .

 

Приёмы когнитивной поддержки при обучении русскому языку детей в разноуровневой полилингвальной группе (на основе опыта работы в дополнительном образовании)/  Ольга Владимировна Кряхтунова,  канд. филол.наук, доцент кафедры русского языка,     Астраханский государственный  технический университет, Астрахань, Россия   

 

Проблемы разработки этноориентированной методики обучения русскому языку детей-мигрантов/ Зульфия Фирдинатовна Юсупова, канд. пед.наук, доцент кафедры русского языка и прикладной лингвистики Института филологии и межкультурной коммуникации, Казанский федеральный университет, Казань, Россия

 

Особенности методики обучения русскому языку детей-мигрантов в современной школе/ Лера Ахтямовна Камалова, канд. пед.наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования Института психологии и образования, Казанский федеральный университет, Казань, Россия

 

Языковое образование в многонациональной школе: проблемы и перспективы/ Анастасия Сергеевна Акмаева,  директор МБОУ «CОШ № 51» г. Казани, Казань, Россия

 

Языковая и социально-культурная адаптация детей из семей мигрантов и их интеграция в образовательное пространство: из опыта  ГБОУ «Школа №429» г. Москвы/ Румия Фяритовна Кузина / учитель начальных классов высшей категории  ГБОУ «Школа №429» г. Москвы, Москва, Россия

 

Роль музыки в  процессе аккультурации образовательных мигрантов/ Резеда Камилевна Хурматуллина, канд. пед.наук, доцент кафедры татаристики и культуроведения, кафедры всемирного культурного наследия Института филологии и межкультурной коммуникации, Казанский федеральный университет, Казань, Россия

 

Технологии адаптации детей мигрантов: конфликтологический аспект/ Наталья Александровна Шибанова,    канд.филос.наук,доцент кафедры конфликтологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций,  Казанский федеральный университет, Казань, Россия

 

Проблема утечки умов в мигрантском сообществе/ Евгения Валерьевна Храмова, к.п.н, ассистент кафедры конфликтологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций,  Казанский федеральный университет, Казань, Россия

 

Мусульманские институты в адаптации детей – мигрантов/            Резеда Гильмутдиновна Галихузина,    канд. ист. наук, доцент кафедры конфликтологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций,  Казанский федеральный университет, Казань, Россия

 

III. Проблемы подготовки учителя для работы в мультикультурной образовательной среде

 

Роль учителя-филолога нового типа в мультикультурной образовательной среде/ Гузель Миннезуфаровна Нуруллина  ,             канд. пед.наук, доцент кафедры русского языка и прикладной лингвистики Института филологии и межкультурной коммуникации, Казанский федеральный университет, Казань, Россия

 

Формирование поликультурной компетентности студентов-будущих педагогов для работы с учащимися – мигрантами/  Римма Маратовна Ахмадулина, канд. пед.наук, доцент кафедры образовательных технологий и информационных систем в филологии Института филологии и межкультурной коммуникации, Казанский федеральный университет, Казань, Россия; Индира Маратовна Салпыкова, канд. пед.наук, доцент кафедры образовательных технологий и информационных систем в филологии Института филологии и межкультурной коммуникации, Казанский федеральный университет, Казань, Россия

 

Исследования проблем работы учителя в мультикультурном классе в Центре миграционной педагогики ИПиО КФУ/ Резеда Рафаилевна Хайрутдинова, канд. филол.наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования Института психологии и образования, Казанский федеральный университет, Казань, Россия; Чулпан Раесовна Громова,  канд. псих.наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования Института психологии и образования, Казанский федеральный университет, Казань, Россия.

 

В дискуссии  также принимают участие:

Андрей Олегович Мачин, начальник юридического отдела Управления образования  Исполнительного комитета г. Казани, Казань, Россия

Ирек Ильдусович Шарипов, депутат Госсовета РТ, директор Дома дружбы народов, Казань, Россия

Ольга Алексеевна Бердникова, канд. экон. наук, доцент  Института управления, экономики и финансов,   Казанский федеральный университет, Казань, Россия

Сергей Николаевич Овчинников, директор   МБОУ «CОШ №13» г. Казани, Казань, Россия

Ильсур Мулланурович Фатыхов, директор школы    ЧОУ “Школа Усмания»      

Ольга Владимировна Мужипова,  методист   МБОУ ДО «Корниловская ДШИ» Томского района, Россия              

Римма Рашидовна Сафина, заместитель директора, учитель русского языка высшей категории  МБОУ «CОШ №77» г. Казани, Казань, Россия

Луиза Ильдаровна Киричевская,          учитель начальных классов высшей категории  МБОУ «CОШ №48» г. Казани,        Казань, Россия

Наталья Геннадьевна Хлебникова,      учитель начальных классов высшей категории МБОУ «CОШ № 51» г. Казани,  Казань, Россия   

Надежда Владимировна Назарова,        учитель начальных классов высшей категории МБОУ «CОШ №51» г. Казани, Россия       

Татьяна Игоревна Иванова, учитель начальных классов высшей категории  МБОУ «CОШ №51» г. Казани, Россия         

Рамила Гарифулловна Бикмуллина     учитель начальных классов высшей катеории  «Гимназии №5» Зеленодольского муниципального района РТ, г.Зеленодольск, Россия      

Закир Ахматович Сариев, главный редактор газеты   «Трудовой мигрант», Казань, Россия  

Ирина Валентиновна Хаирова,  канд. пед.наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования Института психологии и образования, Казанский федеральный университет, Казань, Россия

Камиль Исхакович Насибуллов, канд.псих, наук, доцент кафедры психологии личности Института психологии и образования, Казанский федеральный университет, Казань, Россия.

Елена Юрьевна Семенова, научный сотрудник Института психологии и образования, Казанский федеральный университет, Казань, Россия

 

Регламент выступлений: 5-7 минут

 

Организация и координация:

Резеда Хайрутдинова (КФУ)rezeda_raf@mail.ru;

Чулпан Громова (КФУ)  gromovajob@rambler.ru.