Предварительные мероприятия

Министерство образования и науки Российской Федерации
Координационный совет в области образования «Образование и педагогические науки»
ФУМО ВО по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки»
Казанский федеральный университет

Всероссийский научно-практический семинар

«Современное педагогическое образование в непедагогических вузах»

19 — 21 мая 2018 г.
Цель: анализ и распространение лучших практик развития педагогического образования в современных высших учебных заведениях РФ для последующего повышения качества подготовки выпускников, формирования новой модели учителя – учителя XXI века, учителя, мобильного, креативного, способного использовать самые современные образовательные технологии.
Задачи:
• обсуждение проблем трансформации системы педагогического образования в стране;
• выявление специфики и общих закономерностей реализации программ педагогического образования в вузах различного типа;
• разработка путей решения задач по проблемам модернизации программ подготовки педагогических кадров;
• анализ моделей непрерывного педагогического образования в непедагогических вузах;
• обмен опытом по проектированию и реализации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) по направлению подготовки 44.00.00 «Образование и педагогические науки» в непедагогических вузах, осуществляющих образовательную деятельность по УГСН «Образование и педагогические науки» (уровням образования бакалавриат, магистратура и аспирантура) в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога, Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ОО) и основными положениями программы модернизации педагогического образования.

Актуальность.
В настоящее время педагогическое образование в России находится в стадии трансформации, связанной с необходимостью повышения качества подготовки учителей. Изменилась структура системы педагогического образования в целом. Непосредственно педагогическими являются лишь порядка 50, из более чем 250 вузов, готовящих учителей в стране. Они крайне неоднородны, так как с одной стороны, существуют университеты (как правило, возникшие в результате присоединения других высших учебных заведений), где доля педагогического блока является существенной, и с другой – где реализуется небольшое число программ этого профиля. Кроме того, существует дифференциация между государственными и негосударственными вузами. Довольно разнообразными представляются различия в кадровой и материально-технической базах. Немаловажным является наличие исторических традиций подготовки учителей в том или ином вузе.
Несмотря на такую неоднородность, можно выделить наиболее типичные проблемы реализации программ педагогического образования в непедагогических вузах:
• несогласованность структурных подразделений, участвующих в подготовке педагогов, в подходах к разработке образовательных программ;
• различное соотношение психолого-педагогической и предметной подготовки;
• различные подходы и требования к реализации педагогической практики на основе сетевого взаимодействия с образовательными организациями среднего образования;
• устаревшие подходы к организации образовательного процесса;
• различные подходы к созданию системы оценочных средств образовательных результатов студентов.
Казанский федеральный университет представляет собой пример вуза нового типа, включившего в 2011 году два педагогических университета и ставшего в результате, одним из крупнейших центров подготовки учителей в России (5700 — приведенный контингент студентов по УГСН 44.00.00.). Соединение возможностей классического и педагогических университетов позволило создать новую систему подготовки учителей. Инфраструктура педагогического образования включает 2 собственных общеобразовательных лицея для одаренных детей, Приволжский межрегиональный Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, модельные школьные классы, Детский университет, Планетарий, образовательное телевидение и др. Это позволило выстроить планомерную систему довузовской подготовки детей и сопровождения педагогов в течение всей жизни. В КФУ реализуется несколько вариативных треков вхождения в учительскую профессию и три модели педагогического образования: традиционная (Елабужский филиал), распределенная и интегративная (Казань).
Университет являлся одним из активных участников программы Модернизации педагогического образования в Российской Федерации (2014-2017 гг.). Успешный опыт трансформации педагогического образования способствовал его выделению в качестве одного из приоритетных направления развития Казанского федерального университета в рамках Программы повышения международной конкурентоспособности (https://teacher21.kpfu.ru).

Проект программы семинара
«Современное педагогическое образование в непедагогических вузах»

Время Тема Форма Ответственный
19.05.2018.
9.00-10.00 Современная инфраструктура педагогического образования КФУ экскурсия Власова В.К., зам.директора ИПО КФУ, профессор
10.00-10.15 Приветствие Таюрский Д.А, проректор по образовательной деятельности, КФУ, профессор
10.15-10.45

10.45-11.15 Трансформация педагогического образования в Казанском федеральном университете: путь от неприятия к приоритету доклад

дискуссия Калимуллин А.М., директор ИПО КФУ, профессор

участники семинара
11.15-11.45 Кофе-брейк
11.45-12.15

12.15-12.40 Подготовка бакалавра педагогического образования доклад

дискуссия Валеева Р.А., зав. каф. педагогики ИПО КФУ, д.п.н., профессор
Гильманшина С.И., зав кафедрой химического образования института химии КФУ, д.п.н., профессор
Камахина Р.С., к.п.н., доцент каф. ботаники и физиологии растений ИФМИБ КФУ

участники семинара
12.50-13.20

13.20-13.50 Организация работы Центра педагогической магистратуры по реализации модульных образовательных программ доклад

дискуссия Сахиева Р.Г., к.п.н., доцент каф. педагогики высшей школы ИПО КФУ
Голованова И.И. к.п.н., доцент каф. педагогики высшей школы ИПО КФУ

участники семинара
13.50-15.00 Обед
15.00-15.30

15.30-16.00 Проектирование и апробация программ педагогической практики магистрантов в условиях школьно-университетского партнерства доклад

дискуссия
Баклашова Т.А, к.п.н., доцент каф. педагогики высшей школы ИПО КФУ
Скобельцина Е.Г., директор лицея КФУ им. Лобачевского, к.п.н., доцент
Самерханов Т.Р., директор IT-лицея-интерната КФУ

участники семинара

16.00-16.30

Презентация проекта
«Умная Казань» по популяризации науки среди детей экскурсия

Организаторы проекта
16.30-17.00
Подведение итогов
первого дня работы
семинара дискуссия Калимуллин А.М., директор ИПО КФУ, профессор
17.30 Культурная программа

20.05.2018

10.00-10.30

10.30-11.00 Профессиональная переподготовка по программа педагогического образования доклад

дискуссия
Чиркина С.Е., к.пс.н., доцент каф. педагогики высшей школы ИПО КФУ
Асафова Е.В., к.биол.н., доцент каф. педагогики высшей школы ИПО КФУ

участники семинара

11.00-11.30

11.30.-
12.00

Система взаимодействия университета с региональным Министерством образования и науки (сертификация выпускников, целевое обучения, организация практик, адаптация молодых учителей) доклад

дискуссия

Алишев Т.Б., заместитель Министра образования и науки РТ, к.с.н., наук.
Сибгатуллина Т.В., заместитель директора ИПО КФУ, к.п.н., доцент

участники семинара

12.00-13.00 Обед
13.00-13.30

13.30-
14.00 Непрерывное педагогическое образование в условиях крупного университетского комплекса доклад

дискуссия
Шайхелисламов Р.Ф., директор ПМЦ ПРКиППРО, д.э.н., профессор
Габдулхаков В.В., руководитель Центра педагогических исследований, д.п.н., профессор

участники семинара

14.15-
15.15

Зарубежный опыт подготовки учителей в классических университетах параллельные
доклады

Чошанов М.А., Университет Техаса (США),
Койнова-Цельнер Ю.В., Технический университет Дрездена (Германия),
Ревякина Е.А., Университетский колледж Дублина (Ирландия)
15.30-16.00 Подведение итогов
второго дня работы
семинара дискуссия Валеева Р.А., зав. каф. педагогики ИПО КФУ, д.п.н., профессор

16.00-16.30 кофе-брейк
16.30-17.30 Взаимодействие структурных подразделений КФУ при реализации программы подготовки педагога основной школы посещение Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого КФУ Голованова И.И., к.п.н., доцент каф. педагогики высшей школы ИПО КФУ
Кривоножкина Е.Г., руководитель научного отдела ИПО КФУ, к.и.н., доцент
17.30 Экскурсия по г. Казани Кривоножкина Е.Г., руководитель научного отдела ИПО КФУ, к.и.н., доцент
21.05.2018
Совместное заседание Координационного совета по области образования «Образование и педагогические науки» и ФУМО в сфере высшего образования по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки»
10.00-10.40 Доклад доклад Лаптев В.В.,вице-президент РАО, академик РАО, Председатель Координационного совета по области образования «Образование и педагогические науки», д.п.н., профессор
10.40-11.20 Доклад доклад Казакова Е.И., чл.-корр. РАО, Председатель ФУМО ВО по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» , д. п. н., профессор
11.20-12.00 Доклад доклад Лубков А.В., ректор МПГУ, чл.-корр. РАО., д.ист.н., профессор
12.00-12.30 Кофе-брейк
12.30-13.15 Интеграция международного опыта модернизации педагогического образования в КФУ доклад Валеева Р.А., зав. каф. педагогики ИПО КФУ, д.п.н., профессор
13.15-14.00 Проблемы и перспективы развития педагогического образования в непедагогических вузах доклад Калимуллин А.М., директор ИПО КФУ, д.ист.н., профессор
14.00-15.00 Обед

15.00-16.00 Формирование системы взаимодействия вузов, реализующих программы педагогического образования круглый стол
по подведению итогов Лаптев В.В.,вице-президент РАО, академик РАО, Председатель Координационного совета по области образования «Образование и педагогические науки», д.п.н., профессор
Казакова Е.И., чл.-корр. РАО, Председатель ФУМО ВО по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» , д. п. н., профессор
Лубков А.В., ректор МПГУ, чл.-корр. РАО., д.ист.н., профессор
Калимуллин А.М., директор ИПО КФУ, д.ист.н., профессор
13.00 – 16.00 Посещение школ г. Казани
18.30 Прием ректора для ректоров вузов-участников семинара

Руководитель семинара: Калимуллин Айдар Минимансурович – директор Института психологии и образования (ИПО), зав.кафедрой педагогики высшей школы, доктор исторических наук, профессор, руководитель САЕ «Учитель 21 века», руководитель Центра педагогического образования КФУ;

Ответственный организатор и исполнитель: Голованова Инна Игоревна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики высшей школы ИПО.