27 мая 2023

IFTE-2023: психология становления субъекта культуры в образовательной среде в контексте полилингвальности

На открывшемся в Казани 24 мая IX Международном форуме по педагогическому образованию IFTE-2023 состоялось заседание исследовательской группы (МСИПО) в формате круглого стола на тему – «Психология становления субъекта культуры в образовательной среде в контексте полилингвальности». Обсуждались проблемы, связанные с мультилингвальным развитием детей и становлением языковой личности в условиях современной системы образования, вопросы влияния билингвизма на когнитивное, коммуникативное, личностное развитие детей и этнокультурную идентичность. Очевидна необходимость повышения эффективности формирования полноценного двуязычия у детей, коммуникативной компетентности в условиях поликультурного образования, что требует создания системы комплексной психолого-педагогической поддержки развития раннего билингвизма.

В работе заседания принимали участие завкафедрой общей психологии ФГБОУ ВО УдГУ, доктор психологических наук, профессор Вера Хотинец, доцент кафедры педагогической психологии ИПО КФУ, руководитель магистерской программы «Практическая психология в образовании» Евгения Шишова, доценты Удмуртского государственного университета Оксана Кожевникова, Дарья Медведева, старший преподаватель Юлия Новгородова, доцент Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М.Бербекова Римма Кумышева и другие.

Ключевым спикером на заседании выступила профессор Вера Хотинец. В докладе обсуждались современные модели билингвального образования, тенденции в исследовании психологических детерминант становления языковой личности ребенка в условиях поликультурного образовательного пространства, влияние билингвизма на различные аспекты интеллектуального, когнитивного развития личности, а также на процесс изучения третьего языка и выявление проблем, противоречий, возникающих в связи с современными вызовами.

В качестве спикера дискуссии по психологической экспертизе билингвальной образовательной среды с докладом выступила доцент Евгения Шишова. Выступление было посвящено проблемам формирования билингвизма у детей дошкольного возраста в сложившихся условиях двуязычия и многоязычия в России. Рассматривалась оценка качества билингвальной образовательной среды и ее развивающего потенциала с точки зрения предоставляемых ею условий и возможностей для когнитивного и коммуникативного развития детей. Очевидно, что проблема качества билингвального образования неразрывно связана с подготовкой высококвалифицированных педагогов для этой системы, не только обладающих теоретическими знаниями, но и способных на практике решать задачи формирования двуязычия у детей, коммуникативной компетентности в условиях поликультурного образования.

Доклад доцента Риммы Кумышевой был посвящен трансформации в картинах мира посредством контекстного обучения второму языку, изучение языков в пространственно-предметном, социально-коммуникативном и информационном контекстах способствует гармонизации у обучающихся языковой, реальной и культурной картин мира.

Результаты эмпирического исследования когнитивной регуляции младших школьников-билингвов в процессе изучения третьего языка представила Юлия Новгородова. В работе была поставлена проблема: может ли билингвальное преимущество в когнитивной регуляции быть экстраполировано на трилингвизм, в частности в образовательной ситуации изучения третьего языка младшими школьниками. По результатам пилотажного исследования установлены положительные эффекты билингвизма на регуляторные функции.

Доклады вызвали большой интерес слушателей, и тематика получила свое продолжение на секциях в последующие дни форума.