26 апреля 2021

На Форуме пройдет сессия, посвященная 30-летию Российского общества Януша Корчака

Казанское отделение Общества было создано профессором Казанского университета, ныне Президентом Российского общества Януша Корчака Розой Валеевой.

В 2021-м году Российское общество Януша Корчака празднует свое 30-летие. Президент Российского общества Януша Корчака, создатель и руководитель Казанского Корчаковского центра, завкафедрой педагогики Института психологии и образования КФУ, заслуженный деятель науки РТ, основатель научной школы «Гуманистическая парадигма воспитания и обучения», одна из первых исследователей гуманистической традиции в отечественной и зарубежной педагогике  Роза Валеева анонсировала о проведении во время VII Международного форума по педагогическому образованию IFTE специальной сессии, посвященной столь значимому событию. Подтвердили участие представители Центра Корчака из десяти стран.

Януш Корчак — выдающийся педагог, писатель, публицист, защитник прав детей. Его научные работы стали основой для Декларации прав ребенка, а литературные произведения были переведены почти на все языки мира, ради детей во время Второй мировой войны он трижды отказался спасти свою жизнь.

В честь столетия со дня рождения польского педагога ЮНЕСКО объявило 1978-й год — годом Януша Корчака. Именно в это время зародилось Международное Корчаковское движение. В России Общество Януша Корчака появилось в 1991 году.

Казанское отделение Общества Януша Корчака было создано профессором Казанского университета Розой Валеевой в 1993 году на базе факультета иностранных языков Казанского педагогического университета. Сегодня оно базируется в Институте психологии и образования КФУ. За это время Российское общество Януша Корчака осуществило массу проектов, направленных на распространение и внедрение идей Януша Корчака в образовательный процесс российских вузов и на российскую педагогику в целом.

Роза Алексеевна поделилась своим видением идей выдающегося польского педагога-гуманиста Януша Корчака, погибшего вместе со своими воспитанниками в 1942 году от рук фашистов. В свое время  имя польского педагога стало для нее символом преданности и самоотверженности в педагогической деятельности. Участникам сессии она представит доклад «Януш Корчак и современные проблемы воспитания». Приведем несколько наиболее ярких цитат из будущего выступления нашего профессора.

— Дело и мысль, имя которым Януш Корчак, его литературные и педагогические труды представляют ценнейший вклад в мировую педагогическую науку. В них сконцентрированы знания и опыт, результаты наблюдений и выводы Корчака-врача и Корчака-педагога. Знакомство с его наследием позволяет каждому, кто связан с делом воспитания, глубже понять основы современной педагогики и психологии.

—  Воспитательная система Януша Корчака в Доме сирот и Нашем доме – прогрессивное явление не только для своего времени. Наиболее выразительной чертой этой системы, определившей ее гуманистический характер, была направленность на гуманизацию взаимоотношений между воспитателями и воспитанниками, а также между детьми в детском коллективе. Именно эта характеристика воспитательной системы Януша Корчака позволяет утверждать, что она была уникальным образцом реализации гуманистической парадигмы воспитания.

— Период детства, когда осуществляется духовное и физическое развитие ребенка и его социализация, рассматривается им не как подготовка к будущей «настоящей» жизни, а как полноценная жизнь, имеющая самоценность.

— Идеальным Корчак считает воспитание, максимально отвечающее природе ребенка. Подобное воспитание становится частью его жизнедеятельности и воспринимается им как нечто необходимое и понятное. Вполне понятно, что такая трактовка воспитания отвергает авторитарное давление на ребенка, не признает даже во имя благих целей манипулирования его психикой и поведением.

— Цель гуманистического воспитания носит ярко выраженный антропоориентированный, педоцентристский характер. На первый план выдвигается ребенок, его интересы и потребности. Идеалом человека в гуманистической педагогике становится свободная творческая личность, способная к самоактуализации, а целью воспитания - ее формирование. Реализация этого подхода возможна лишь при полном учете интересов детей, постоянном стимулировании активности каждого из них, их самореализации как уникальной, представляющей абсолютную ценность личности.

Напомним, на V Международном форуме по педагогическому образованию IFTE, проходившем в КФУ в 2019 году, президент Международной Корчаковской ассоциации, экс-омбудсмен по правам ребенка в Польше Марек Михалек "За уважение личности ребенка и признание самоценности детской жизни, являющиеся самыми важными постулатами гуманистической педагогики Януша Корчака, как человеку, внесшему большой вклад в деятельность нашей организации" вручил Розе Валеевой памятный знак.