История форума

I Международный форум по модернизации педагогического образования состоялся с 3-5 июня 2015 г.

3 июня 2015 г. – проведение Российско-турецкого семинара «Педагогическое образование в России и Турции: результаты научных исследований и их использование в образовательной практике»;
4 июня 2015 г. — Всероссийская научно-практическая конференция по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – психолого-педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия;
5 июня 2015 г. — Российско-голландский семинар «Новые подходы к модернизации педагогического образования в России и Голландии» и Российско-британский семинар «Повышение публикационной активности в области образования».
Новость о проведении Международного форума и пресс-релиз опубликованы на сайте Казанского федерального университета (http://kpfu.ru/news/novosti-i-obyavleniya/mezhdunarodnyj-forum-po-modernizacii-122365.html), объявление о проведении Всероссийской научно-практической конференции также размещено на сайте КФУ (http://kpfu.ru/psychology/problemy-razrabotki-i-aprobacii-novyh-modulej-i.html)
Для участия в конференции приглашены и приняли участие российские и международные эксперты: профессор Оксфордского университета, директор профессиональных программ Департамента образования, президент Британской ассоциации исследований в области образования Иан Ментер (Великобритания); главный редактор журнала «Британский журнал образовательных технологий» профессор Николас Рашби (Великобритания); профессор Амстердамского университета Вильхельмина Бройверс (Нидерланды); профессор университета Балыкесира (Турция) Булент Оздемир; Соколова Ирина Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогического образования и образования взрослых РАО; Демакова Ирина Дмитриевна, доктор педагогических наук, профессор, зав.кафедрой педагогики и психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г.Москва). На конференции вместе с российскими и зарубежными экспертами выработаны предложения по доработке новых модулей основной профессиональной образовательной программы.
В конференции приняли участие 165 участников, из них 101 участник – очно, 22 представителя вузов-партнеров, осуществляющих апробацию новых моделй образовательной программы, 64 участника – заочно с публикацией своего материала в сборнике научных трудов конференции. На Пленарном заседании было заслушано 8 докладов, на заседаниях секций – 49 выступлений. На итоговом пленарном заседании были заслушаны предложения руководителей секций, представителей вузов-партнеров, а также международных и российских экспертов по доработке новых модулей основной профессиональной образовательной программы.
4 июня 2015 г. в 9 часов утра началась регистрация участников конференции. В конференции приняли участие 165 участников, из них 101 участник – очно, 22 представителя вузов-партнеров, осуществляющих апробацию новых моделей образовательной программы, 64 участника – заочно с публикацией своего материала в сборнике научных трудов конференции. В конференции приняли участие 13 зарубежных участников из Великобритании. Турции, Нидерландов, Вьетнама; 42 участника из российских регионов (Москва, Санкт-Петербург, Ижевск, Арзамас. Новокузнецк, Чебоксары, Саранск, Красногорск, Пермь, Киров, Екатеринбург, Набережные Челны, Елабуга, Бирск).
С приветствием участников конференции выступил ректор Казанского федерального университета, д.э.н., профессор И.Р.Гафуров.

В своем выступлении Ильшат Рафкатович отметил важность подготовки учителя для нашего университета. Все институты университета обладают научными лабораториями, оснащенными современным техническим оборудованием и работают с будущими учителями. Основной принцип КФУ – квалифицированный учитель должен получать наряду с психолого-педагогическим образованием и фундаментальное образование. Институт психологии и образовании, который проводит данную конференцию, является координатором педагогического образования в университете. Следствием этого повысилось качество знаний поступивших. КФУ занимает 2 позицию по психолого-педагогическому образованию в России. Принимая во внимание грантовую поддержку, растет поток обучающихся и в магистратуре. Институт психологии и образования теперь будет курировать всю магистратуру по педагогическому образованию.
На Пленарном заседании было заслушано 8 докладов.
Руководитель Координационного совета Министерства образования и науки РФ по педагогическому образованию и психолого-педагогическим наукам, действительный член РАО, доктор педагогических наук, профессор В.А. Болотова (Россия, Москва) в своем докладе «Модернизация педагогического образования» выделил следующие факторы, определившие необходимость модернизации педагогического образования в РФ: 1.Введение новых стандартов и программ школьного образования, созданных на основе деятельностного подхода. Новые стандарты и программы дошкольного образования; 2. Модернизация содержания и технологий высшего образования, проектирование ФГОС 4 с ориентацией на компетентностный подход; 3. Утверждение профессиональных стандартов для педагогов. Он выделил следующие основные направления модернизации педагогического образования: переход на модульные принципы организации учебного процесса; усиление практической направленности образовательных программ (практики, стажировки); разработка процедур и измерительных материалов для оценки готовности выпускников к работе с учетом требований профстандарта; организация сетевого взаимодействия организаций. В проектах, которые инициировало Министерство образования РФ, участвует 44 вуза: 13 выиграли конкурсы, 31 присоединилось к победителям. Из них: 8 федеральных и исследовательских университетов, 16 классических и гуманитарных университетов, 20 педуниверситетов.
Разрабатываются и апробируются программы подготовки педагогов: дошкольного, начального общего, основного и среднего общего образования, педагогов-психологов, педагогов- дефектологов. На финальной стадии проекта предполагается апробация Интернет-экзамен для бакалавров; завершение комплектование библиотеки модулей, создаваемой в рамках проекта, на портале «Педагогическое образование» и описание положительного опыта сетевого взаимодействия. В качестве задач на будущее В.А. Болотов отметил необходимость расширения списка участников проекта; профессиональную ориентация абитуриентов педагогических программ; разработку программ введения в профессиональную деятельность, а также программ дополнительного профессионального образования.
Профессор Оксфордского университета, Президент Британской ассоциации педагогических исследований, главный редактор журнала «Review of Education» Иан Джеймс Ментер (Великобритания, Оксфорд) в своем докладе «Опыт Британии по созданию интегративной модели обучения в подготовке учителей» (Towards an integrated model of professional learning in teacher education — experience from the UK) осветил современное состояние, тенденции развития и противоречия постановки подготовки учителей в Великобритании.
Докладчик уделил основное внимание взаимосвязи между школой и университетом, наукой и практикой в процессе профессионального обучения учителей. В результате исследования, организованного Британской ассоциацией педагогических исследований, широко обсуждается интегративная модель подготовки учителей в университетах, предполагающая интеграцию педагогической теории и практики.
Директор Института педагогического образования и образования взрослых РАО, доктор пед. н., профеcсор И.И. Соколова (Россия, Санкт-Петербург) в докладе «О концепции совершенствования подготовки педагогических кадров» раскрыла основные положения Концепции совершенствования подготовки педагогических кадров в России и государствах-участниках СНГ, разработанной в ИПООВ РАО на основе исследований Института и предложений рабочей группы, представившей проект концепции развития педагогического образования, вынесенном на общественное обсуждение Министерством образования и науки РФ. В докладе были выделены проблемы, основные направления развития педагогического образования, меры по их обеспечению. Среди основных проблем подготовки учителя И.И. Соколова назвала следующие: проблемы входа в профессию: невысокий средний уровень абитуриентов педагогических программ и отсутствие специального испытания, позволяющего осуществить отбор абитуриентов, мотивированных к педагогической деятельности, на направления подготовки педагогов (конкурс портфолио, собеседования, педагогические олимпиады с правом приоритетного приема и пр.); отсутствие вариативной системы профориентации (педагогические классы, малые педагогические факультеты и пр.); отсутствие роста мотивации к педагогической профессии в период обучения по педагогическим программам;
проблемы подготовки: отсутствие современной системы практик и стажировок с участием ведущих образовательных учреждений и их специалистов; отставание содержания и технологий педагогического образования от потребностей Новой школы; недостаточное вовлечение студентов в ориентированную на решение проблем развития школы исследовательскую деятельность; отстающее от современных потребностей ресурсное обеспечение при обучении по педагогическим программам;
проблемы удержания и сопровождения совершенствования учителя в профессии: отсутствие ответственности регионов за прогнозирование потребностей в педагогических кадрах и трудоустройство выпускников; низкий процент трудоустройства выпускников педагогических программ по специальности в систему образования; неэффективность механизмов привлечения на должность учителя самых способных выпускников, невыстроенная система профессиональной поддержки и сопровождения молодого педагога (наставничество, тьюторство, педагогическая интернатура, организация молодежного педагогического движения, форм общения педагогической молодежи); отсутствие карьерных перспектив учителя; отсутствие механизмов поддержки эффективных учителей и усилившаяся в последнее время задержка с уходом из школы учителей, которые фактически не соответствуют современным требованиям; отсутствие полноценной системы мер по обеспечению жильем молодых специалистов, материальному стимулированию творческой работы молодых педагогов и др.
Только система мер, по мнению докладчика, может дать положительные результаты:
— повышение проходного балла при поступлении в педагогические вузы приведет к дефициту педагогических кадров, если не будет поддержано соответствующими условиями труда и уровнем зарплаты;
— повышение зарплаты и изменение условий труда не вызовет автомати-ческого повышения качества подготовки учителей, если не ужесточить вступительные требования;
— влияние систем оценки преподавательской работы будет ограниченным, если результат оценки сведется только к определению размеров денежного вознаграждения, но не будут приниматься в расчет профессиональное развитие и возможности продвижения по служебной лестнице;
— предоставление учителям большей независимости может оказаться контрпродуктивным, если качество их подготовки оставляет желать лучшего.
Профессор Амстердамского университета Вильхельмины Броуверс и член правления Общества Януша Корчака в Голландии Тео Каппон (Амстердам, Нидерланды) в своем докладе “Дилеммы в современной системе подготовки учителя» (Dilemmas in modern teachers’ training) раскрыли основные противоречия подготовки учителей в Голландии. В Голландии, как и в большинстве стран, постоянно вводят новшества и происходит модернизации подготовки педагогических кадров. Подготовка учителей в Голландии делится на два вида: подготовка кадров для среднего образования и обучение для начального образования. Студенты, которые выбирают среднее образование, обучаются в одном направлении (в него включены, язык, история, география и предмет, который студент собирается преподавать детям). Подготовка учителей для начального звена ориентирована на детей от 4 до 12 лет. Именно на этот аспект был сделан основной акцент в докладе. В докладе раскрыты также существующие подходы к педагогическому образованию в современной Голландии: предметно-центрированный подход, модульный подход, компетентностный подход.
Главный редактора журнала «British Journal of Educational Technology», профессор Николас Джон Рашби (Лондон, Великобритания) в своем докладе «Подготовка инструкторов в Великобритании» (Training Trainers in the UK) провел сравнение подготовки инструкторов в США и Великобритании.
Маршрут подготовки старших инструкторов в США предполагает степень магистра в области педагогического дизайна. Поиск в Google показывает, что имеются сотни американских вузов, предлагающих различные формы обучения (дневная, заочная, дистанционная, консультативная и др.), обеспечивают фундаментальные знания в области теории и практики обучения взрослых. В противоположность этому, программы магистратуры в этой области в Великобритании предоставляет только Тринити колледж в Дублине, который находится в Ирландии. В своем докладе Ник Рашби раскрыл причины и возможные подходы к разрешению данной проблемы.
Профессор Университета Балыкесира Булент Оздемир (Турция, Балыкесир) в своем докладе How to respond to the 21st century challenges: globalized teacher and devotion
Зав.кафедрой педагогики и психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, д.пед.н., профессора, И.Д.Демакова (Россия, Москва) в своем докладе «Педагогическое образование в условиях внедрения стратегии развития воспитания» отметила, что значимость конференции не только в том, что мы имеем возможность обсудить принципиально новую программу «Психолого-педагогическое образование» по профилю подготовки «Практическая психология в образовании», но увидеть горизонты развития этого важного направления деятельности педагогических вузов.
В текстах, с которыми эксперту удалось познакомиться, очень значимыми являются планируемые характеристики выпускников:
— выпускники смогут выступать в качестве «фасилитатора» развития ребенка в образовательной среде;
— они будут профессионально подготовлены к проектированию и психолого-педагогическому сопровождению индивидуальных образовательных траекторий в условиях конкретной образовательной среды;
— они будут готовы использовать психолого-педагогические технологии для адресной работы с различными категориями учащихся.
Актуальность этих задач очевидна: научные исследования, выполненные в 2015 году, показывают сложности педагогических вузов, связанные с осознанием выпускниками своих когнитивных, профессиональных и личностных ресурсов; с обретением ими способов осуществления собственной жизнедеятельности.
Одной из актуальных задач в этом контексте является подготовка будущего учителя к воспитательной деятельности. Сегодня решение этой задачи в значительной степени определяется документом, который уже несколько лет обсуждается педагогической общественностью. Речь идет о «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации» (2015-2025), которая определяет ключевые направления развития воспитания в современном обществе: воспитание гражданина, духовно-нравственное развитие детей, воспитание как позитивная социализация и развитие личности, воспитание культуры достоинства, взаимопонимания и взаимоуважения в поликультурном обществе. Как это связано с вузом?
В разделе «Меры и механизмы реализации стратегии» в качестве приоритетного рассматривается «Профессиональный и личностный рост педагога в области воспитания», перечисляются базовые принципы стратегии развития воспитания: субъектность воспитания, социокультурное развитие, гуманистическая направленность, обеспечение социальной справедливости и равных возможностей детей при организации воспитательного процесса, единство воспитательного пространства, демократическое управление процесса развития воспитания, осуществление самостоятельного выбора в пользу гуманистических общечеловеческих и национальных ценностей.
На стадии обсуждения стратегии развития воспитания серьезное внимание уделялось проблеме обеспечения проблемам создания комфортной и безопасной среды для жизни каждого ребенка, анализу проблем социума, которые оказывают влияние на «пространство детства», в том числе нередко являясь источником его дегуманизации. В этих материалах большое внимание было уделено проблеме воспитания миролюбия, повышения устойчивости к этническим, религиозным и политическим конфликтам у детей и молодежи, задачам снижения социальной напряженности в обществе, экстремизма, развитию межэтнического и межконфессионального диалога
Важное значение придавалось задачам формирования среды, комфортной и доброжелательной к детям, анализ проблемы «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», «дети и семьи, находящиеся в социально опасном положении», «дети, нуждающиеся в помощи государства».
Исследования и наблюдения показывают, что детское население России испытывает сегодня большие трудности. К ним можно отнести буллинг — агрессия, насилие в детско-юношеской среде, в детской субкультуре, детский суицид, наличие все увеличивающегося количества «проблемных» детей в образовательных учреждениях, внедрение форм инклюзивного образования при отсутствии в массовой школе системы и средств воспитательной работы со смешанными контингентами.
Социологи, предлагая характеристики мира, в котором мы живем сегодня, перечисляют глобальные социально- психологические проблемы, вызывающие переживания человека: безработица, материальные трудности, нестабильность, осознание последствий различных трагедий и катастроф, в том числе мировых. Беды, с которыми люди, в том числе дети, сталкиваются очень близко — это пьянство, наркомания, иждивенчество. Не менее сильно влияние на человеческую жизнь глобальных проблем: экономических, социальных, экологических.
Образование — это не только и не столько передача знаний. Это порождение образа, уникальный процесс взращивания личности и ее развития. Главным смыслом педагогики в этом контексте становится исследование экологии детства, культуры детства.
Что может сделать современный вуз в этом направлении? Перефразируя слова Януша Корчака, сказанные им некогда о детстве, я бы сказала так: «Сегодняшний день наших учеников должен быть ясным, полным радостных усилий. Мы обязаны обеспечить им возможность израсходовать энергию, дать им все солнце, весь воздух, всю доброжелательность, какая им положена. Рассматриваемый проект приближает нас к решению этих задач.
— зав.кафедрой общей и социальной педагогики Института педагогики и психологии КФУ, д.пед.н., профессора РА. Валеевой (Россия, Казань).
Во второй половине дня состоялась работа 5 секций по обсуждению материалов по апробации новых модулей основной профессиональной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «образование и педагогика» (направление подготовки – психолого-педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия:
Секция «Содержательные и технологические механизмы реализации новых модулей программ бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», предполагающих академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия».
Секция «Международное сотрудничество в области педагогического образования: вопросы организации академической мобильности студентов».
Секция «Модернизация педагогического образования в условиях сетевого взаимодействия: историко-теоретические и организационно-педагогические аспекты».
Секция «Проблемы воспитания в подготовке учителя: история и современность».
Секция «Компетентностный подход в педагогическом образовании».
На заседаниях секций было заслушано 49 выступлений.
На заседании секции 1 «Содержательные и технологические механизмы реализации новых модулей программ бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», предполагающих академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия», были рассмотрены следующие вопросы:
1.Актуализация содержания подготовки специалистов по УГСН «Образование и педагогические науки» (докл. Ходырева Е.А). Выделены три основные проблемы актуализации содержания программы подготовки студентов, обучающихся по педагогическим специальностям: проблема использования вариативных моделей подготовки для обеспечения «многоканального входа» в педагогическую профессию; проблема согласования содержания профессиональной подготовки и требований педагогической деятельности; проблема обеспечения практикоориентированности содержания подготовки будущих педагогов за счет развития интеграции деятельности различных социальных институтов. Докладчиком были показаны опыт их решения в Вятском государственном гуманитарном университете. Особое внимание было уделено партнерскому взаимодействию с Казанским Федеральным университетом по реализации новых модулей программ бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование».
Оценка образовательных результатов, обучающихся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (докл. Г.А. Винокурова, И.И. Голованова, Н.В. Телегина, Е.Ф. Асафова). Подчеркнута значимость оценки образовательных результатов. Особое внимание выступающие уделили значимости оценивания интегративных результатов освоения образовательной программы в целом, а также ее отдельных модулей. Предложены соответствующие анализируемому процессу технологии – портфолио и «World-café», которые позволяют проверить не только знания, но и сформированность у обучающихся системы компетенций.
В.А. Болотов, Р.А. Валеева включили участников в активное обсуждение проблем содержания компетентностной модели бакалавра и магистра по УГСН «Образование и педагогические науки»; роли региональных вузов в развитии педагогического образования; повышения эффективности взаимодейцствия с работодателями при разработке и реализации образовательных программ. В дискуссии приняли участие сотрудники КФУ, представители вузов-партнеров, эксперты.
Участниками секции были сформулированы следующие предложения:
Поддержать идею продления проекта по модернизации педагогического образования на 2015-2016 гг.
Сохранить и развивать практику включения региональных профильных вузов в реализацию инновационных проектов Программы модернизации педагогического образования
Осуществить апробацию инновационных форм взаимодействия с органами управления образованием при реализации образовательных программ УГСН «Образование и педагогические науки» — Советов по педагогическому образованию; а также инновационных форм сетевого взаимодействия вузов-партнеров, реализующих данные программы – малое УМО.
Продолжить работу по актуализации содержания образования по УГСН «Образование и педагогические науки», в т.ч. в связи с выходом ФГОС ВО (актуализированные ФГОС), которые предлагают изменения структуры ОП (вместо циклов ГСЭ, ЕН, Профессиональный – инвариантный и вариативный блоки дисциплин). В данном случае целесообразно формировать библиотеку модуле инвариантной части образовательных программ (желательно, чтоб они были максимально унифицированы для формирования единых подходов к процессу подготовки и оценивания обучающихся по одинаковым программам во всех вузах РФ), а также большой базы модулей вариативной части (желательно, чтоб они были максимально вариативны, отражая запросы региональных систем образования, имеющийся в конкретном вузе опыт реализации программ, кадровый состав и т.д.).
В работе секций «Проблемы воспитания в подготовке учителя: история и современность» и «Компетентностный подход в современном образовании» приняло участие 19 человек. Работу секций объединила направленность докладов на личностное развитие будущего педагога как фасилитатора. Все доклады секций вызвали живой интерес участвующих в их работе коллег, было задано большое количество вопросов, по некоторым из них состоялась дискуссия.
Доцент Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета Липкина Нина Григорьевна, раскрывая проблему компетентностного подхода при организации самостоятельной работы студентов 1 курса педагогического ВУЗа, раскрыла по существу путь преодоления достаточно распространенной проблемы – практической неготовности абитуриентов к особенностям учебного процесса в ВУЗе. В докладе убедительно было представлено, как преодоление несформированности универсальных учебных действий, развитие в процессе организации самостоятельной работы аналитических и рефлексивных компетенций, выстраивание партнерских отношений со студентами способствует формированию мотивации к саморазвитию и самообразованию, влияя в конечном итоге на субъектную позицию ребенка.
Доцент Московского педагогического университета Клочкова Людмила Ивановна в докладе «Ресурсный подход как методологическая основа развития воспитания» обосновала значение данного подхода как условия реализации новых смыслов воспитания, дала представление о видах ресурсов, подчеркнув, что нельзя забывать о ресурсах самих воспитанников, показала, как потенциальная возможность преобразуется в ресурсе в условие решения воспитательных задач.
Аспирант кафедры профессиональной педагогики Ижевского государственного политехнического университета им. М.Калашникова выступила с докладом «Педагогический тренинг как метод организации практики будущих педагогов профессионального обучения» раскрыла развивающие возможности учебно-профессиональных, научно-исследовательских и образовательно-проектировочных тренингов. Главная идея ее доклада – встроенность педагогических тренингов во все виды занятий со студентами отвечает требованиям деятельностного подхода к педагогическому образованию.
Профессор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Зарецкая Инесса Исаковна в докладе «Коммуникативная культура как условие развития личности будущего учителя» аргументировала прогностический характер коммуникативной компетентности как готовности педагога к реализации герменевтического подхода, т.е. к педагогике понимания, к рефлексии своего педагогического общения с субъектами образовательного процесса и как условие — сохранение физического и психического здоровья учителя.
Итак, основные идеи работы секций:
Обеспечение субъектной позиции студентов 1 курса, преодоление дефицита готовности к особенностям учебно-образовательного процесса в ВУЗе на основе развития аналитической и рефлексивной компетенций в процессе самостоятельной работы, организация взаимодействия субъектов учебного процесса на принципах партнерства создают условия для эффективного включения первокурсников в процессы саморазвития и самообразования.
Овладение в процессе профессионального образования идеей ресурсного подхода к воспитанию, понимание реальных и потенциальных ресурсов, в том числе ресурса социального взаимодействия, способствует более эффективной подготовке педагогов к осуществлению воспитательной деятельности.
Встроенность педагогических тренингов во все виды работы со студентами способствует реализации деятельностного подхода.
Развитие коммуникативной компетентности не только как основы мастерства педагогического общения, но и как условия готовности к реализации герменевтического подхода к воспитанию, утверждение «педагогики взаимоуважения» способствует сохранению физического и психического здоровья учителя, предупреждает процесс профессионального выгорания.
Все участники работы секций выразили удовлетворение содержанием и организацией форума, выразили сердечную благодарность организаторам и зарубежным коллегам за стимулирование активности в обмене идеями развития педагогического образования.
На конференции вместе с российскими и зарубежными экспертами выработаны предложения по доработке новых модулей основной профессиональной образовательной программы.
На Пленарном заседании было заслушано 8 докладов, На итоговом пленарном заседании были заслушаны предложения руководителей секций, представителей вузов-партнеров, а также международных и российских экспертов по доработке новых модулей основной профессиональной образовательной программы.
Информация о проведении и результатах конференции размещены на электронном ресурсе Казанского федерального университета.
На заседании секции «Модернизация педагогического образования в условиях сетевого взаимодействия: историко-теоретические и организационно-педагогические аспекты» присутствовало 15 чел.
В выступлениях докладчиков прозвучали размышления по поводу исторического наследия педагогического образования в России, в частности в Татарстане, в КФУ.
Доцент Хурматуллина Р.К. в своем докладе донесла мысль о том, что Казанский федеральный университет имеет богатую историю подготовки будущих специалистов, в частности- музыкальных кадров. Музыкальное образование было неотъемлемой частью подготовки будущих специалистов.
На секции были также обозначены актуальные проблемы современности.
Первая проблема — набор абитуриентов. В выступлении доц. Лысенко О.В. подчеркивает, что важно изучать потенциал будущих студентов. В своем исследовании, докладчик выделяет следующие факторы, влияющие на подготовку будущих специалистов: «образование родителей», «материальное положение семьи», «география поступления».
Следующая проблема — подготовка специалистов. Проф. Ялалов Ф.Г. убедительно обосновал важность внедрения в новый стандарт надпрофессиональные многомерные компетентности, которые нужно развивать у будущих специалистов: синергетичность, мобильность, многомерное внимание.
Третья проблем — личность педагога и его саморазвитие. Размышления по донной проблеме прозвучали в выступлении проф. Нигматова З.Г.
На семинаре также прозвучала оценка опыта реализации учебного процесса в рамках грантовой программы. Доц. Громова Ч.Р. отметила положительные моменты программы подготовки специалистов:
успешной является идея организации мобильности вузов;
ориентация на формирование компетенций специалистов. Данный подход позволяет на этапе конструирования рабочей программы ориентироваться на конечный результат;
3.идея «библиотеки учебных пособий, программ, лекционного материала, видеоматериалов» помогает обогатить содержание учебных занятий.
Вместе с тем отмечены и недостатки, над которыми необходимо в дальнейшем подумать:
сложность преподавания учебной дисциплины на аудитории, имеющие различную первичную подготовку,
сложность отбора содержания учебного материала на такую аудиторию.
В заключение заседания секции были даны следующие рекомендации:
Продолжить реализацию мобильности вузов в ходе реализации гранта.
Провести методологический семинар по уточнению понимания планирования, конструирования рабочей программы; обмен опытом преподавания.
Сделать предметом специального анализа механизмы организации учебного процесса в новых условиях подготовки специалистов.
На заседании секции «Международное сотрудничество в области педагогического образования: вопросы организации академической мобильности студентов» все доклады были содержательны и посвящены международному сотрудничеству и актуальным вопросам организации академической мобильности студентов.
Докладчик И.М. Синагатуллин, д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования Бирского филиала Башкирского государственного университета в докладе на тему: «Некоторые вопросы организации высшего образования в США», отметил, что в американских вузах, несмотря на их многочисленность, существуют свои методологические и общепризнанные традиции, а именно на гуманитарных факультетах много внимания уделяется вопросам формирования у выпускников поликультурной компетентности.
Докладчик А.Н. Безруков, к. хим.н., доцент,начальник Отдела протокола Управления международной деятельности Казанского национального исследовательского технологического университета в докладе на тему: «Роль изучения русского языка в академической мобильности студентов России и Вьетнама» подчеркнул, что развитие академической мобильности между КНИТУ и университетом Вьетчи осуществляется в соответствии с общими предпосылками, необходимыми для реализации между университетского Международного партнерства. Также докладчик выделил условия эффективного сотрудничества, а именно:
1) наличие исполнителей международного партнерства;
2) наличие языковой среды;
3) наличие средств финансирования международных программ.
Докладчик Ю.Н. Зиятдинова, к.п.н., доцент, начальник Управления международной деятельности, зав.кафедрой иностранных языков в профессиональной коммуникации в докладе на тему: «Сетевое взаимодействие в организации подготовки преподавателей инженерных вузов Вьетнама» отметила, что особый интерес для развития международной образовательной деятельности российских университетов представляет Азиатско-Тихоокеанский регион, именно в области инженерного образования.
Докладчик А.С. Сухристина переводчик Отдела протокола Управления международной деятельности, ассистент кафедры иностранных языков в профессиональной коммуникации в докладе на тему: «Организация академической мобильности студентов через представительство российского вуза во Вьетнаме» рассматривает межкультурные особенности взаимодействия с азиатскими партнерами, к которым относит:
1) исторические предпосылки взаимодействия России и Вьетнама;
2) академическую мобильность вьетнамских студентов по инженерным направлениям;
3) инструментом организации процесса выступает представительство КНИТУ.
Предложения и рекомендации:
Все члены секции (14 человек) выразили благодарность организаторам конференции и предложили продолжить сотрудничество в области высшего педагогического образования с зарубежными вузами, учеными.

II Международный Форум по Педагогическому Образованию

С 19 по 21 мая 2016 г. в Институте психологии и образования состоялся II Международный форум по педагогическому образованию.
Цели форума:
— изучение исторических предпосылок, тенденций и особенностей модернизации педагогического образования в России;
— анализ и обобщение теоретических и практических, традиционных и инновационных подходов к модернизации педагогического образования;
— научно-методическое обеспечение качества подготовки современного учителя в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов и рынка труда;
— ознакомление с практикой педагогического образования за рубежом;
— обмен учебными технологиями, материалами, опытом работы.
Основные направления работы Форума:
историческое становление системы педагогического образования в России и за рубежом;
моделирование личности и профессиональной деятельности учителя нового типа;
проблемы модернизации и разработки содержания профессионально-педагогического образования с учетом требований новых образовательных стандартов;
реализация компетентного подхода в системе педагогического образования;
проблемы подготовки будущего учителя к инновационной педагогической деятельности в условиях многоуровневой структуры организации образовательного процесса в педагогическом вузе;
инновационные образовательные технологии личностно-профессионального развития будущих педагогов;
интеграция профессионального педагогического и классического университетского образования в подготовке учителя нового типа;
проблемы совершенствования системы непрерывного педагогического образования;
проблемы современного поликультурного образования в России и за рубежом;
проблемы подготовки будущего учителя в условиях академической мобильности студентов;
педагогически потенциал детской литературы и мультилитературная подготовка будущего учителя;
роль сетевого взаимодействия в организации педагогического образования;
реализация воспитательного потенциала образовательного процесса и внеучебной деятельности в подготовке учителя нового типа;
зарубежный опыт как источник инноваций в совершенствовании отечественной системы педагогического образования.
Форум включал в себя проведение следующих научных мероприятий
19 мая 2016 г.
Международная научно-практическая конференция «Детская литература и образование в мультикультурном мире»
20 мая 2016 г.
Международная научно-практическая конференция «Эффективность педагогического образования: инновационные подходы».
21 мая 2016 г.
III Международная научно-практическая конференция «Поликультурное образовательное пространство и подготовка учителя: интеграция российского и международного опыта»
Для участия в форуме в Россию, в Казань съехались около восьмисот ученых из таких государств, как Шотландия, Ирландия и Великобритания, Австрия, Финляндия, Сингапур, Куба, Вьетнам, Лаос, Корея, Армения, Болгария, США и др. С 19 по 21 мая коллеги из разных стран обменивались своим профессиональным опытом, обсудили общие для области педагогики образования проблемы и сообща искали пути их решения с учётом особенностей развития и функционирования различных систем образования. Большое количество высококвалифицированных профессионалов представили свой взгляд на систему образования и предложит свои методы её модернизации.
В форуме также приняли участие редакторы и члены редколлегий 12 научных журналов, индексируемых в реферативных базах данных Scopus и Web of Science:
Critical Studies in Education,
Berufsbildung,
British Journal of Educational Technology,
Research in Comparative and International Education,
Journal of Teacher Education,
Journal of Baltic Science Education, Educational Sciences: Theory and Practice,
Journal of Turkish Science Education,
Eurasia Journal of Mathematics,
The International Journal of Environmental and Science Education (IJESE),
British Journal of Religious Education,
International Journal of Technology and Human Interaction (IJTHI),
Teaching History.
Материалы II Международного форума по педагогическому образованию были опубликованы в журнале European Proceedings of Social and Behavioral Sciences и индексированы в БД Web of Science (http://www.futureacademy.org.uk/publication/EpSBS/IFTE2016VolumeXII)
Церемония торжественного открытия форума прошла в главном концертном зале КСК «Уникс».
На церемонии открытия форума выступили с приветственным словом вице-премьер Республики Татарстан, министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов, вице-президент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор Владимир Лаптев, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин, ректор Казанского федерального университета Ильшат Гафуров.
Выступлениям высокопоставленных и значимых лиц российской системы образования в рамках торжественной церемонии открытия форума сопутствовали несколько приятных сюрпризов. Главным из них стало вручение вице-президентом Владимиром Лаптевым официального документа, подтверждающего начало организации и формирования одного из восьми федеральных региональных научных центров Российской академии образования на базе Казанского федерального университета. Под громкие аплодисменты документ был вручен ректору КФУ Ильшату Гафурову.
Планируется, что федеральный региональный научный центр Российской академии образования будет заниматься подготовкой высококвалифицированных педагогических кадров, формированием «золотого резерва» системы педагогики образования, разработкой и внедрением новейших стратегий модернизации системы образования в целом.
В своём приветственном слове министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов подробно рассказал не только о том, что уже сделано в рамках многоплановой модернизации системы образования и связанных с ней смежных областях, но и о перспективах дальнейшего развития данной области, что вызвало неподдельное оживление в рядах участников форума.
Вице-президент Российской академии образования Владимир Лаптев в своей приветственной речи поделился перспективными планами работы академии, обозначил, какие изменения, усовершенствования в обозначенной области предполагаются и что уже сделано на федеральном уровне.
Ректор Казанского университета Ильшат Гафуров в своём выступлении рассказал о том, какие проекты, направления работы на данный момент являются наиболее приоритетными для университета по направлению педагогики, педагогической психологии и педагогики образования в целом. Также он отметил некоторые из векторов дальнейшего развития данной области в рамках научной деятельности университета. Ильшат Рафкатович также уделил время рассказу о том, какие преобразования претерпел Казанский университет за последние годы и что еще предстоит сделать, подчеркнув, насколько важны на этом этапе высококвалифицированные специалисты, способные быстро реагировать и адаптироваться к новым педагогическим задачам, стремящиеся к постоянному профессиональному развитию и саморазвитию, открытые для нового профессионального опыта.
Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин в своём выступлении познакомил коллег с деятельностью координационного Совета по педагогическому образованию при Министерстве образования РФ, особо выделив то, какое участие в его работе принимает Казанский федеральный университет и, в частности, Институт психологии и образования КФУ.

III Международный форум по педагогическому образованию

С 23 по 25 мая 2017 года в Институте психологии и образования Казанского федерального университета состоялся III Международный форум по педагогическому образованию.
Цели форума:
— изучение исторических предпосылок, тенденций и особенностей модернизации педагогического образования в России;
— анализ и обобщение теоретических и практических, традиционных и инновационных подходов к модернизации педагогического образования;
— научно-методическое обеспечение качества подготовки современного учителя в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов и рынка труда;
— ознакомление с практикой педагогического образования за рубежом;
— обмен учебными технологиями, материалами, опытом работы.
Основные направления работы форума:
— историческое становление системы педагогического образования в России и за рубежом;
— моделирование личности и профессиональной деятельности учителя нового типа;
— проблемы модернизации и разработки содержания профессионально-педагогического образования с учетом требований новых образовательных стандартов;
— реализация компетентностного подхода в системе педагогического образования;
— проблемы подготовки будущего учителя к педагогической деятельности в поликультурном образовательном пространстве;
— образовательные технологии личностно-профессионального развития мультикультурного учителя;
— интеграция профессионального педагогического и классического университетского образования в подготовке учителя нового типа;
— проблемы совершенствования системы непрерывного педагогического образования;
— проблемы современного поликультурного образования в России и за рубежом;
— проблемы и перспективы формирования социально-стабильного и безопасного образовательного пространства для детей
— педагогика и психология ненасилия в семье и школе;
— реализация воспитательного потенциала образовательного процесса и внеучебной деятельности в подготовке учителя нового типа;
— зарубежный опыт как источник инноваций в совершенствовании отечественной системы педагогического образования.
В рамках форума было проведено три международных научно-практических конференций:
23 мая 2017 года — «Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям»
24 мая 2017 года — «Социально-устойчивая и безопасная среда для детей: Психология и педагогика ненасилия в семье и школе»
25 мая 2017 года — «Транснациональная и региональная адаптация детей-мигрантов: современные практики и модели социокультурной и психолого-педагогической интеграции»
В форуме приняло участие более 600 коллег из России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе ведущие специалисты по проблемам педагогического образования из США, Китая, Германии, Великобритании, Ирландии, Словении, Кубы, Польши, Франции и т.д.
Стоит отметить, что в качестве предварительного мероприятия 22 мая 2017 г. был проведен международный семинар «Методология исследований в области образования», организованный коллегами из Университета Майами и Университетского колледжа Дублина.
Торжественная церемония открытия III Международного форума по педагогическому образованию прошла в главном концертном зале КСК «Уникс». Свои приветствия и добрые пожелания выразили представители Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова, Министерства образования и науки РФ, Министерства образования и науки РТ, Российской академии образования, Национальной академии образования им. И.Алтынсарина.
Президент III Международного форума по педагогическому образованию, доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАО, ректор Казанского федерального университета Ильшат Гафуров, в своем приветственном слове отметил, что подготовка учителей является одним из приоритетных направлений в образовании. Меняющийся мир, его ценности и приоритеты, безусловно, влекут за собой необходимость трансформации процесса подготовки современных учителей. Ильшат Рафкатович Гафуров подчеркнул, что Казанский федеральный университет представляет собой уникальный пример успешного сочетания классического и педагогического образования, что позволило создать несколько вариативных подходов к обучению будущих учителей.
В качестве ключевых докладчиков на форуме выступали президент Международной исследовательской ассоциации учителей и преподавания (ISATT) Мария Флорес и президент Европейской ассоциации исследований в области образования (EERA) Тео Вубблс.
Свои доклады представили научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Давидович Фрумин, профессор университета Любляны Андреа Истенич Старчич, профессор Университета Дублина Конор Гелвин, директор департамента дополнительного образования Университета Назарбаева Айгуль Актымбаева, профессор Университета Майами Дина Бирман, почетный профессор Оксфордского университета Иен Ментер, профессор Университета Глазго Марджери Макмахон, декан Софийского университета им. Св. Климента Охридского Бончо Господинов; профессор, руководитель научно-педагогического центра Дрезденского технического университета Аксель Германн, ректор Беларусского государственного педагогического университета им. Максима Танка Александр Иванович Жук; доктор педагогических наук, профессор Казанского федерального университета Роза Алексеена Валеева.
В Казань, на форум приехали редакторы и члены редакционных коллегий 19 журналов, индексируемых в БД Scopus и Web of Science:
Review of Education (RoE)
International Journal of Intercultural Relations
American Journal of Community Psychology
Journal of Community and Applied Social Psychology
International Journal of Intercultural Relations
Cultural Diversity and Ethnic Minority Psychology
Child and Youth Care Forum
The American Journal of Education
Teachers and Teaching Theory and Practice
European Journal of Teacher Education
British Journal of Educational Technology
TOJET – The Turkish Online Journal of Education Technology
IJAC- International journal of advanced corporate learning
International journal: emerging technologies in learning
Research in Comparative and International Education
Journal of Teacher Education (2014 Impact Factor: 1.804)
Eurasian Journal of Educational Research
International Review of Management and Marketing
Pedagogical Research
За три дня работы форума было представлено 16 пленарных докладов от ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области педагогического образования; а также проведено 16 симпозиумов и 28 секций.
Открытую лекцию провела Джилл Хоуторн, которая является директором по международному развитию в издательстве Wiley. Она поведала о причинах, по которым многие издатели отклоняют научные статьи, и о том, как этого избежать. Лекция вызвала интерес участников, о чем свидетельствовала оживленная дискуссия по ее окончании.
Материалы III Международного форума по педагогическому образованию были опубликованы в журнале European Proceedings of Social and Behavioral Sciences (http://www.futureacademy.org.uk/publication/EpSBS/KazanFederalUniversityRussia).